г. Красноярск |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А74-7523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" октября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Граниным Р.М.,
при участии с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карлыган": Чеботарева В.А., представителя по доверенности от 20.09.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" августа 2023 года по делу N А74-7523/2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карлыган" (далее - общество, ООО "Карлыган") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды РХ, ответчик) о признании незаконными действий по выдаче заданий на сплошную вырубку леса автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии", оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N 010-711-пр, в отношении земельного участка с кадастровым N 19:10:130701:36, переданного ООО "Карлыган" по договору аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 между ООО "Карлыган" и государственным комитетом по лесу Республики Хакасия.
Определением от 19.10.2022 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное учреждение Республики Хакасия "Леса Хакасии" (далее - АУ РХ "Леса Хакасии") (т.1 л.д.124).
Поскольку 13.02.2023 в результате реорганизации Минприроды РХ в форме выделения создано Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия, которое в соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Хакасия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2022 N 824, является исполнительным органом Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, осуществляющим на территории Республики Хакасия на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану в лесах в пределах полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации, а также оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, по ходатайству общества арбитражный суд определением от 16.02.2023 привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия (далее - Минлес Хакасии, соответчик) (т.2 л.д.44).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.08.2023 заявление общества с ограниченной ответственностью "Карлыган" удовлетворено. Признаны незаконными действия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по выдаче заданий на сплошную вырубку леса автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии", оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N 010-711-пр, в отношении земельного участка с кадастровым N 19:10:130701:36, переданного ООО "Карлыган" по договору аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 между ООО "Карлыган" и государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, в связи с их несоответствием положениям Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От заявителя в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд обеспечил лицам, участвующим в деле, техническую возможность для участия в данном судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Ведется видеозапись судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в соответствии с частью 5 статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Ходатайство ответчика об участии в судебном заседании в онлайн-режиме (в апелляционной жалобе в просительной части ответчик просит представить доступ к участию в судебном заседании онлайн) судом не рассматривалось, поскольку оформлено ненадлежащим образом, что не позволило суду его одобрить, соответствующего ходатайства о проведении онлайн-заседания в электронном виде посредством заполнения специальной электронной формы в информационной системе "Мой арбитр" с приложением соответствующих документов от ответчика не поступало.
Во исполнение положений постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 с изменениями, внесенными, постановлением от 29.04.2020 N 822, на официальном Интернет-сайте информационной системы "Картотека арбитражных дел" размещена информация о реализации в суде технической возможности проведения судебных онлайн-заседаний с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел". https://my.arbitr.ru/#help/4/55.
Кроме того, указаны условия, соблюдение которых необходимо для участия в судебном онлайн-заседании.
Размещена информация о том, каким образом возможна подача ходатайства об участии в онлайн-заседании
Для подачи ходатайства об участии в онлайн-заседании через систему "Мой арбитр" необходимо:
1. Авторизоваться в системе под подтвержденной учетной записью ЕСИА.
2. На главной странице системы в разделе "Документы по делам" выбрать "Заявления и ходатайства".
3. На вкладке "Начало" ввести номер дела и заполнить данные заявителя.
4. На вкладке "Вид обращения" в блоке "Арбитражные заседания в онлайн и ВКС режиме" выбрать "Ходатайство об участии в онлайн-заседании". После выбора отобразится информационное сообщение. Перейти по ссылке и убедиться, что суд, в котором рассматривается дело, участвует в пилотном проекте.
5. На вкладке "Первичные и/или иные документы" выбрать документ с номером обособленного спора или первичный документ рассмотрения, в рамках которого будет проходить онлайн-заседание. Например, если необходимо участвовать в заседании рассмотрения 13АП-22222/2020 следует выбрать первичный документ или любой документ с номером обособленного спора, который относится к рассмотрению 13АП-22222/2020.
Первичный документ - исковые заявления (заявления) или иные процессуальные документы, предусмотренные положениями статей 73, 99, 125, 198, 203, 208, 213, 219, 222.2, 224, 229.3, 230, 235, 236, 240.1, 242, 329 АПК РФ, которым присваивается порядковый номер дела.
На вкладке доступны документы судов с подключенной возможностью проведения онлайн-заседаний.
6. На вкладке "Документы" загрузить ходатайство, а также:
- копию паспорта;
- копию диплома о высшем юридическом образовании;
- копию доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия о представлении интересов участника (доверенность рекомендуем загрузить в личном кабинете и выбирать на вкладке "Начало" или загрузить отдельным документом на вкладке "Документы").
7. Нажать кнопку "Отправить", подтвердить данные и снова нажать "Отправить".
Согласование ходатайства об участии в онлайн-заседании
1. Работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде, зарегистрирует ходатайство, после чего будет направлено уведомление о регистрации документа. Срок регистрации документов определяется АПК.
После регистрации ходатайства на вкладке "Карточки" отобразится Событие "Ходатайство об участии в онлайн-заседании" с информацией:
- Дата подачи ходатайства;
- Податель;
- Статус (зарегистрировано/одобрено/отклонено);
- Дата и время судебного заседания, если статус ходатайства "Одобрено".
Таким образом, для участия в судебном онлайн-заседании лицам, участвующим в деле, необходимо подать в суд ходатайство об участии в судебном онлайн-заседании посредством заполнения электронной формы в информационной системе "Мой арбитр".
К указанному ходатайству лицо, участвующее в деле, обязано приложить:
- копии паспорта и документа о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности;
- копия доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия о представлении интересов участника.
При наличии у суда технической возможности проведения судебного онлайн-заседания пользователь, подавший ходатайство, получает на адрес электронной почты уведомление о его проведении с указанием даты и времени заседания.
Таким образом, проведение судебного заседания посредством веб-конференции предполагает соблюдение специально предусмотренного порядка, в том числе обращения в суд с отдельным ходатайством, поданным в электронном виде о проведении онлайн-заседания.
Как уже было отмечено выше, в рассматриваемом случае соответствующего ходатайства о проведении онлайн-заседания в электронном виде посредством заполнения специальной электронной формы в информационной системе "Мой арбитр" с приложением соответствующих документов от ответчика не поступало, в связи с чем, у суда отсутствовала техническая возможность надлежащим образом рассмотреть и удовлетворить ходатайство заявителя жалобы.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Карлыган" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.02.2001 Усть-Абаканской регистрационной палатой. Основным видом деятельности общества является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (т.1 л.д.96-102).
18.04.2008 между обществом и государственным комитетом по лесу Республики Хакасия заключен договор N 31 (далее - договор аренды лесного участка), по условиям которого обществу с 18.04.2008 по 02.03.2031 предоставлен в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 20 000 га, расположенный в Республике Хакасия, муниципальное образование Усть-Абаканский район, квартала 38-43, 51-54, 59-61, 72-74, 77, 78, 82, 87, 88, 93, 94, частично 44, 55, 62, 75, 79, 83, 89 Усть-Бюрского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества, номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) 3-2008-04.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 08.07.2008.
Подпунктом "ж" пункта 11 договора аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
В приложении N 6 к договору аренды лесного участка отражены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке в отношении обеспечения пожарной безопасности в лесах.
02.11.2010 между обществом и государственным комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия заключено охотхозяйственное соглашение N 4, по условиям которого общество (охотопользователь) обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а комитет обязуется предоставить в аренду с 02.11.2010 по 02.11.2043 указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению.
В пункте 2.2.3 охотхозяйственное соглашение от 02.11.2020 N 4 отражены сведения о местоположении лесного участка, предоставленном в аренду, - муниципальное образование Усть-Абаканский район, квартала 38-43, 51-54, 59-61, 72-74, 77, 78, 82, 87, 88, 93, 94, частично 44, 55, 62, 75, 79, 83, 89 Усть-Бюрского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества, номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) 3-2008-04, площадь 20 000 га.
Приказом Минприроды Хакасии от 08.05.2019 N 010-650-пр утверждён проект освоения лесов, переданных в аренду ООО "Карлыган", с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В пунктах 5.2 и 5.3. проекта освоения лесов отражены сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса и мероприятия по лесовосстановлению.
В абзаце 3 пункта 5.2 проекта освоения лесов отражено, что с целью своевременного обнаружения вредителей и болезней, других признаков неблагополучного состояния лесов, а также проведения мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, обеспечивающих оперативную локализацию или ликвидацию появившихся очагов, проектируется на предстоящий ревизионный период комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий, которые должны осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" (утратил силу с 01.01.2021, с указанной даты действуют Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047), приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" (действовали до 31.12.2020, с 01.01.2021 действует Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденный приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910).
Также в пункте 5.2 проекта освоения лесов отражено, что санитарно-оздоровительные и истребительные мероприятия не запланированы.
Согласно подпункту 6.2 проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду обществу, имеется более 28 видов животных, занесенных в Красную книгу России и Республики Хакасия.
В соответствии с подразделом 7.4 проекта освоения лесов рубка лесных насаждений на арендуемом участке, при использовании лесов с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства проводиться не будет.
Приказом Минприроды РХ от 08.05.2019 N 010-650-пр также утверждено положительной заключение экспертной комиссии при Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на срок действия лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества по "Проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "Карлыган" с целью использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Усть-Бюрского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества Республики Хакасия (договор аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31).
В 2019-2020 годы на территории Усть-Бюрского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в кварталах 39, 42 инженерами-лесопатологами ФБУ "Рослесзащита" проведены лесопатологические обследования лесных насаждений, по результатам которых составлены акты, с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначено санитарно-оздоровительное мероприятие - проведение сплошной санитарной рубки.
Акт лесопатологического обследования N 79, утвержденный 25.09.2020, составлен в отношении квартала 42 выдел 9, на площади 4 га (обследование проведено 06.08.2020); акт лесопатологического обследования N 80, утвержденный 25.09.2020, составлен в отношении квартала 39 выдел 18, на площади 8 га (обследование проведено 07.08.2020); акт лесопатологического обследования N 13, утвержденный 31.01.2020, составлен в отношении квартала 39 выделы 8, 15 и квартала 42 выделы 4, 5 на общей площади 137,6 га (обследование проведено 29.11.2019); акт лесопатологического обследования N 47, утвержденный 11.09.2020, составлен в отношении квартала 42 выдел 8, на площади 9 га (обследование проведено 05.08.2020); акт лесопатологического обследования N 49, утвержденный 11.09.2020, составлен в отношении квартала 42 выдел 6, на площади 16 га (обследование проведено 05.08.2020); акт лесопатологического обследования N 50, утвержденный 11.09.2020, составлен в отношении квартала 39 выдел 17, на площади 8 га (обследование проведено 07.08.2020) (представлены ответчиком в электронном виде 30.12.2022).
Указанные акты лесопатологического обследования размещены на официальном сайте Минприроды Хакасия.
Приказом Минприроды Хакасия от 24.12.2021 N 010-2048-пр утверждены нормативы затрат на выполнение государственных заданий и государственных заданий для автономных учреждений Республики Хакасия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе для третьего лица - приложение N 6 (представлен ответчиком в электронном виде 18.10.2022, 31.07.2023).
В приложении N 1 к приказу Минприроды Хакасия от 24.12.2021 N 010-2048-пр отражены объемы государственных работ и нормативы затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями, подведомственными Минприроды Хакасия, в соответствии с которым третье лицо должно бесплатно выполнить на территории Усть-Бюрского участкового лесничества, в том числе, работы по сплошной санитарной рубке в объеме 101,80 га (представлен ответчиком в электронном виде 31.07.2023).
Государственным заданием N 6 на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение N 6 к приказу Минприроды Хакасия от 24.12.2021 N 010-2048-пр) также предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок (представлено ответчиком в электронном виде 31.07.2023).
Приказом Минприроды Хакасия от 29.04.2022 N 010-311-пр внесены изменения в приказ Минприроды Хакасии от 24.12.2021 N 010-2048-пр "Об утверждении нормативов затрат на выполнение государственных заданий и государственных заданий для автономных учреждений Республики Хакасия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", в том числе для третьего лица государственные задания на выполнение мероприятий (работ) по сохранению лесов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов изложены в новой редакции - приложение N 3 (представлен ответчиком в электронном виде 30.12.2022).
В приложении N 1 к приказу Минприроды Хакасия от 29.04.2022 N 010-311-пр отражены объемы государственных работ и нормативы затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями, подведомственными Минприроды Хакасия, в соответствии с которым третье лицо должно бесплатно выполнить, в том числе, работы по сплошной санитарной рубке в объеме 196,90 га (представлен ответчиком в электронном виде 30.12.2022).
Государственным заданием N 5 на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение N 3 к приказу Минприроды Хакасия от 29.04.2022 N 010-311-пр) также предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок, в том числе, на арендованном обществом лесном участке Усть-Бюрского лесничества: квартал 39 выделы 17, 18 и квартал 42 выделы 4, 6, 8, 9 (представлено ответчиком в электронном виде 18.10.2022 и 25.04.2023).
Приказом Минприроды Хакасия от 30.09.2022 N 010-711-пр внесены изменения в приказ Минприроды Хакасии от 24.12.2021 N 010-2048-пр "Об утверждении нормативов затрат на выполнение государственных заданий и государственных заданий для автономных учреждений Республики Хакасия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", в том числе для третьего лица - приложение N 5 (представлен ответчиком в электронном виде 18.10.2022).
В приложении N 1 к приказу Минприроды Хакасия от 30.09.2022 N 010-711-пр отражены объемы государственных работ и нормативы затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями, подведомственными Минприроды Хакасия.
Государственным заданием N 5 на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение N 5 к приказу Минприроды Хакасия от 30.09.2022 N 010-711-пр) также предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок, в том числе, на арендованном обществом лесном участке Усть-Бюрского лесничества: квартал 39 выделы 17, 18 и квартал 42 выделы 4, 6, 8, 9 (представлено ответчиком в электронном виде 18.10.2022 и 10.01.2023).
29.04.2022 Минприроды Хакасии и третье лицо заключили договоры купли-продажи лесных насаждений N N 97, 98, 99, 101, 102, 103, по условиям которых Минприроды Хакасия (продавец) обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность третьего лица (покупателя) для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а покупатель обязуется принять лесные насаждения и внести за них плату в общей сумме 1 449 180,07 руб. (223 826,51 + 131 500,72 + 89 577,52 + 242 418,34 + 55 262,06 + 706 594,92) (представлены 18.10.2023 в электронном виде).
В пункте 1 договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.04.2023 N N 97, 98, 99, 101, 102, 103 отражено, что они заключены, в том числе, на выполнение государственного задания от 24.12.2021 N 4.
Вместе с тем, как указано выше, третьему лицу приказом от 24.12.2021 N 010-2048-пр утверждено государственное задание N 6, приказом от 29.04.2022 N 010-311-пр утверждено государственное задание N 5.
В дополнениях от 31.07.2023 соответчик пояснил, что указание в договорах купли-продажи лесных насаждений, что они заключены на основании государственного задания от 24.12.2021 N 4, является технической ошибкой, поскольку приложением N 3 к приказу от 29.04.2022 N 010-311-пр является государственное задание N 5 (т.2 л.д.118).
В пунктах 2 договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.04.2023 N N 97, 98, 99, 101, 102, 103 отражено местоположение лесных насаждений: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, лесной квартал 39 выделы 17, 18 и квартал 42 выделы 4, 6, 8, 9.
В пунктах 5 договоров купли-продажи лесных насаждений отражена форма рубки - сплошная, вид рубки - санитарная.
Не согласившись с действиями Минприроды Хакасия по выдаче заданий на сплошную вырубку леса третьему лицу, оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N 010-711-пр, в отношении земельного участка с кадастровым N 19:10:130701:36, переданного ООО "Карлыган" по договору аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 между ООО "Карлыган" и государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспариваемые действия по выдаче заданий на сплошную вырубку леса автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии", оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N 010-711-пр, совершены уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что обществу предоставлен в аренду лесной участок.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.
Аналогичное положение, закрепляющее обязанность осуществлять мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), органами государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ, закреплено и в части 1 статьи 19 ЛК РФ, действующей с 01.01.2022.
Согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
С 01.01.2022 мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (часть 2 статьи 19 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ).
Частью 4 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
В случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ЛК РФ (часть 2 статьи 19 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ).
Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что ответчик на основании положений статьи 19 ЛК РФ привлек к проведению на спорных выделах предоставленного обществу лесного участка санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных санитарных рубок третье лицо.
Вместе с тем, частью 1 и частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ установлено, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов (профилактические мероприятия по защите лесов; санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений; другие определенные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятия) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
На основании части 5 статьи 60.7 ЛК РФ Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912 утверждены Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (далее - Правила N 912).
В соответствии с пунктами 24-26 Правил N 912 санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
СОМ назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней леса и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.
При проведении СОМ должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ.
К СОМ относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
Согласно пункту 27 Правил N 912 планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и/или ЛПО.
Пунктом 3 Правил N 912 установлено, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду уполномоченными органами.
Приказом Минприроды России от 12.12.2017 N 661 утверждены Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 которых лица, использующие леса с предоставлением лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны: осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.
В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила N 2047), подпунктом "а" пункта 5 которых также предусмотрено проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов - на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В пункте 2.4 лесного плана Республики Хакасия (действует с 01.01.2019 по 31.12.2028) (представлен заявителем 28.12.2022 в электронном виде) отражено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Поскольку из материалов дела следует, что рассматриваемый лесной участок предоставлен в аренду обществу, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что на основании указанных выше положений ЛК РФ, Правил N 912, Правил N 2047 и лесного плана Республики Хакасия мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на данном лесном участке (в число которых входят санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений) могут быть осуществлены только лицом, использующим леса, на основании проекта освоения лесов, то есть заявителем.
Пунктом 10 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов) разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления).
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Состава лесохозяйственных регламентов).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Состава лесохозяйственных регламентов внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований.
Согласно пунктам 17 и 18 Состава лесохозяйственных регламентов внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным. При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.
Пунктом 33 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (утратил силу с 01.03.2023) (далее - Состав проекта освоения лесов) установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Пунктом 32 Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 (действует с 01.03.2023), установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов необходимо: при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, если такие изменения влияют на возможность осуществления разрешенного вида использования лесов (целевого назначения лесов, возрастов рубок, установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, сроков использования лесов, разрешенного вида использования лесов); при изменении существенных условий договора аренды, условий постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, условий установления сервитута, условий осуществления публичного сервитута; - при внесении изменения в государственный лесной реестр по результатам государственного мониторинга воспроизводства лесов; по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах лесничества, внесенных в государственный лесной реестр; при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Изменения в проект освоения лесов, связанные с планированием и проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, вносятся на основании утвержденных актов лесопатологического обследования с учетом установленного ежегодного объема заготовки древесины.
Внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса.
Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных.
Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Приказом для разработки проекта освоения лесов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ликвидация лесопользователями, в том числе арендаторами на предоставленных в аренду лесных участках, очагов вредных организмов, а также предупреждение распространения вредных организмов путем рубки деревьев осуществляется в следующем порядке:
1) составление акта лесопатологического обследования, который подлежит размещению на сайте уполномоченного органа и направлению в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства;
2) внесение изменений в государственный лесной реестр;
3) внесение изменений в лесохозяйственный регламент лесничества;
4) внесение изменений в проект освоения лесов;
5) внесение изменений в договоры аренды лесных участков.
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ответчик после утверждения в 2019-2020 годах актов лесопатологических обследований, не уведомив общество о необходимости внесения изменений, в том числе, в проект освоения лесов и договор аренды лесного участка, без внесения изменений в проект освоения лесов и договор аренды лесного участка, выдал третьему лицу задания на сплошную вырубку леса, что является нарушением вышеуказанных положений ЛК РФ, Правил N 912, Правил N 2047, Состава лесохозяйственных регламентов, Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды Хакасии от 08.05.2019 N 010-650-пр проекта освоения лесов.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
Ссылка ответчиков на часть 2 статьи 19 ЛК РФ, в соответствии с которой мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану, была обосновано признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку частью 1 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов осуществляются также лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ, а положениями статьи 60.7 ЛК РФ, пункта 3 Правил N 912, подпункта "а" пункта 5 Правил N 2047, пункта 2.4 лесного плана РХ установлено, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на данном лесном участке (в число которых входят санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений) могут быть осуществлены только лицом, использующим леса, на основании проекта освоения лесов.
Доводы министерств о том, что проектом освоения лесов не предусмотрено проведение обществом санитарно-оздоровительных мероприятий, что общество не обратилось с заявлением о внесении изменений в проект освоения лесов, также были оценены и обосновано признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о совершении министерством оспариваемых действий в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, министерствами не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что обществу было известно о необходимости внесения изменений в проект освоения лесов.
Довод соответчика о том, что проект освоения лесов обязателен только для общества, был оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий положениям ЛК РФ, Состава проекта освоения лесов и утвержденному приказом Минприроды Хакасии от 08.05.2019 N 010-650-пр проекту освоения лесов, поскольку указанные акты не содержат таких ограничений.
При этом, доводы заявителя апелляционной жалобы правомерность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Доводы заявителя жалобы о том, что в материалах судебного дела отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя действиями Минприроды Хакасии, не соответствует действительности.
В решении суд указал о том, что заявитель использует рассматриваемый участок леса для ведения охотничьего хозяйства (пункт 4 договора аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 и приложение N 3 к указанному договору) и в соответствии с пунктом 1.1 охотхозяйственного соглашения от 02.11.2010 N 4 обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры.
Из материалов дела также следует, что Общество указывало на то, что произведённая на основании оспариваемых разрешений сплошная вырубка леса на участках, которые находятся в аренде у ООО "Карлыган" и на которых не должна производиться вырубка леса, нарушает его право на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, произвольная вырубка в местах, не согласованных с обществом, влечёт разрушение мест обитания животных и птиц, в том числе особо охраняемых, нарушаются миграционные пути, уничтожаются создававшиеся в течение многих лет места подкормки животных.
Из материалов дела также следует, что до обращения в суд общество просто просило предварительно согласовывать с ним места предстоящих порубок, в чем ему было отказано.
Кроме того, ответчиком предоставлены в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что АУ РХ "Леса Хакасии", осуществлявшее деятельность по проведению сплошных санитарных рубок, получило от этой деятельности доходы: во-первых, в виде субсидий из республиканского бюджета; во-вторых, в виде доходов от продажи заготовленной древесины. Соответственно, если бы эту деятельность осуществляло общество, которому такое право принадлежит как лицу, арендующему земельный участок и разработавшему проект освоения лесов (ч.2 ст.60.7 Лесного кодекса РФ), эти денежные средства поступили бы в доход общества.
Таким образом, оспариваемые действия не только нарушили законодательство РФ, но и нанесли обществу ущерб в виде не полученных доходов, а также воспрепятствовали его уставной деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Заявитель жалобы также полагает, что у него имеются полномочия по выдаче заданий на проведение сплошных санитарных рубок третьим лицам в отношении лесных участков, переданных в аренду и имеющих разработанный проект освоения лесов.
Данная позиция основана на ошибочном толковании норм права.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса РФ предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений.
Согласно части 2 статьи 60.7 ЛК РФ указанные в части 1 статьи мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Полномочия Минлеса РХ выдавать государственные задания - но только в отношении тех участков, которые не предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, либо где отсутствует проект освоения лесов, в данном случае не оспариваются.
Вместе с тем, лицом, использующим конкретный лесной участок на основании проекта освоения лесов, является ООО "Карлыган". Таким образом, именно оно и должно осуществлять мероприятия по санитарной защите лесов, включая рубку погибших и поврежденных лесных насаждений.
Норма части 2 статьи 60.7 ЛК РФ получила своё развитие в подпункте "ж" пункта 7 "Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (утв. Приказом Минприроды России от 12.12.2017 N 661), где указано, что лица, использующие леса с предоставлением лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 60.7 Лесного кодекса мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.
Более того, в силу части 5 статьи 60.1 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Таким образом, сам факт выдачи заданий Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на сплошную рубку леса автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии" и сопутствующее ему заключение договоров на продажу, противоречит вышеупомянутым нормам, поскольку АУ РХ "Леса Хакасии" не является обладателем проекта освоения лесов на данный участок.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у него властно-распорядительных полномочий в отношении Общества, также не соответствуют действительности и опровергаются кругом полномочий, предоставленных Минлесу РХ разделом 2 "Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Хакасия" (утверждено Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2022 N 824) - от принятия нормативных актов до ведения государственного лесного надзора.
Кроме того, Минлес РХ выступает арендодателем по договору аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31 в отношении Общества - и имеет все полномочия по контролю за выполнением Обществом своих обязанностей, в том числе, по вопросу состояния лесного участка.
Иные доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о том, что совершенные министерством действия по выдаче заданий третьему лицу на сплошную вырубку леса на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, требование заявителя о признании незаконными оспариваемых действий правомерно было удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявителем не указан способ восстановления нарушенного права.
Вместе с тем, из пояснений ответчиков и третьего лица следует, что проведение сплошных санитарных рубок леса на основании договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.04.2023 N N 97, 98, 99, 101, 102, 103 завершено, работы выполнены в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано посчитал, что факт признания оспариваемых действий Минприроды РХ незаконными устраняет допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" августа 2023 года по делу N А74-7523/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7523/2022
Истец: ООО "Карлыган"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Третье лицо: АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЛЕСА ХАКАСИИ", Чеботарев Владимир Александрович