город Иркутск |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А78-7677/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магистраль" - Кузнецова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магистраль" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июля 2017 года по делу N А78-7677/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Перевалова Е.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магистраль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Государственной инспекции Забайкальского края (далее - инспекция) с заявлением о признании незаконным решения о включении общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Л" в реестр лицензий Забайкальского края, выраженного в приказе от 11.04.2017 N 04-20/38.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кварта-Л" (далее - ООО "Кварта-Л").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что у инспекции отсутствовали основания для внесения изменений в реестр лицензий Забайкальского края.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании директор общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 15.11.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании лицензии N 125 от 16.06.2015 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами; с 2015 года в соответствии с договором управления многоквартирным домом общество осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Советская, 25.
Общим собранием собственников жилых помещений указанного дома 19.03.2017 принято решение о выборе новой управляющей организации - ООО "Кварта-Л" (протокол общего собрания собственников от 19.03.2017).
Между собственниками дома и ООО "Кварта-Л" заключен договор управления многоквартирным домом.
Обществу 21.03.2017 вручено уведомление о выборе управляющей организации ООО "Кварта-Л" с приложением копии протокола общего собрания собственников.
04.04.2017 в инспекцию поступило заявление ООО "Кварта-Л" о внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края.
На основании распоряжения N 04-19/38 от 11.04.2017 была проведена документарная проверка сведений, содержащихся в представленном в инспекцию ООО "Кварта-Л" заявлении о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документах, на предмет соблюдения условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" и Порядком внесения изменений в реестр лицензий, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок внесения изменений в реестр лицензий).
11.04.2017 принят приказ N 04-20/38 о внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края: исключить из реестра лицензий Забайкальского края сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Советская, 25, осуществляет общество; включить в реестр лицензий Забайкальского края сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Советская, 25, осуществляет ООО "Кварта-Л".
Не согласившись с данным решением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
Судами установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения послужили заявление ООО "Кварта-Л", протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.03.2017, и результаты проведенной инспекцией проверки данного заявления и приложенных к нему документов.
Из заключения N 38 от 11.04.2017 следует, что: заявление и документы соответствуют положениям пунктов 2 и 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий; сведения, содержащиеся в заявлении достоверны; сведения не противоречат сведениям уже содержащимся в реестре лицензий; судебные споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, отсутствуют; лицензиатом выполняются требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суды, оценив заявление ООО "Кварта-Л" и представленные документы, признали, что оспариваемые действия по внесению изменений в реестр соответствуют Приказу Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", согласно которому решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 названного Порядка.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа во внесении изменений в реестр у инспекции не имелось, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Довод общества о том, что договор управления многоквартирным домом надлежащим образом не расторгнут, мотивированно отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, из которого следует, что сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации, ни Гражданскому кодексу Российской Федерации не противоречит. Анализ совокупности норм законодательства не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Довод о том, что заявление от ранее избранной управляющей компанией о расторжении договора управления не направлялось, подлежит отклонению. Суды двух инстанций отметили, что невключение в реестр лицензий сведений о новой управляющей компании из-за того, что другой лицензиат не подает уведомление о расторжении с ним договора управления не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права вновь избранной общим собранием собственников помещений организации по управлению многоквартирном домом в сфере предпринимательской деятельности.
На момент принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного многоквартирного дома инспекция не располагала информацией о судебном споре по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управлением многоквартирным домом, в связи с чем соответствующие доводы заявителя отклонены судами нижестоящих инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 июля 2017 года по делу N А78-7677/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.