город Иркутск |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А19-14284/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Соколовой Л.М., Тютриной Н.Н.,
с участием генерального директора общества с ограниченной ответственностью "КарТур" Турчанинова В.В. (решение N 001 от 06.03.2015, приказ N 1 от 17.03.2015, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт) и представителя общества Штеренберг Д.Г. (доверенность от 01.03.2018, удостоверение адвоката), представителей общества с ограниченной ответственностью "Слава" Шумейко Е.В. (доверенность N 1Д-2018 от 01.01.2018, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Ковчег" Штеренберг Д.Г. (доверенность от 01.03.2018, удостоверение адвоката), Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска Цыреновой М.В. (доверенность N 405-70-38/18 от 11.01.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Слава" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года по делу N А19-14284/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363, г. Иркутск, далее - ООО "Слава", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Комитету городского обустройства администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, г. Иркутск, далее - Комитет, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными и отмене результатов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок г. Иркутска N 22, проведенного 27.06.2017 и оформленного протоколом от 27.06.2017 N 26.2, в части, касающейся отказа ООО "Слава" в участии в конкурсе; открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок г. Иркутска N 4, проведенного 29.06.2017 и оформленного протоколом от 29.06.2017 N 27.2, в части, касающейся отказа ООО "Слава" в участии в конкурсе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Михайлова Татьяна Анатольевна (далее - предприниматель Михайлова Т.А.), общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (далее - ООО "Ковчег"), общество с ограниченной ответственностью "КарТур" (далее - ООО "КарТур"), Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в иске.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Слава" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о соответствии закону требования, установленного пунктом 10.1 раздела 10 конкурсной документации, о предоставлении участниками (претендентами) сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (далее - сведения о количестве ДТП); наличии у истца возможности принять участие в новых торгах.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КарТур" и ООО "Ковчег", а также представитель Комитета в возражениях на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку апелляционным судом имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, просили в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда округа представители лиц, участвующих в деле, в полном объеме подтвердили доводы кассационной жалобы и возражений по ней.
Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области и предприниматель Михайлова Т.А. о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на жалобу не представили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Комитетом организованы и проведены торги (в форме открытого конкурса) на получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 22:
мкр-н Первомайский - Центральный рынок - мкр-н Первомайский в городе Иркутске, на получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 4:
Центральный Рынок - мкр-н Университетский в городе Иркутске.
Заявки на участие в конкурсе по маршруту N 22 поданы ООО "Слава", предпринимателем Михайловой Т.А. и простым товариществом (ООО "Ковчег", ООО "КарТур"); по маршруту N 4 - ООО "Слава" и простым товариществом.
По результатам вскрытия конвертов конкурсной комиссией приняты к рассмотрению все поданные заявки. По результатам оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией к участию в конкурсах не допущен ни один из претендентов (протоколы от 27.06.2017 N 26.2, от 29.06.2017 N 27.2). ООО "Слава" не допущено к участию в конкурсах в связи с несоответствием конкурсных заявок требованиям пунктов 4.1 - 4.5 конкурсной документации.
Истец, ссылаясь на неправомерный отказ в его допуске к участию в торгах, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у организатора торгов оснований для отклонения заявок ООО "Слава" по мотиву несоответствия их требованиям конкурсной документации. При этом суд указал, что включение организатором торгов в конкурсную документацию требований о предоставлении участниками сведений о количестве ДТП и о прошивке описи с другими документами конкурсной заявки, не основано на законе.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, исходил из того, что конкурсная документация в части требования о предоставлении участниками сведений о количестве ДТП полностью воспроизводит критерий, предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок), следовательно, соответствует закону.
Суд округа считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 3 Федерального закона 13.07.2015 N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Частью 4 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона 13.07.2015 N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок участников открытого конкурса является - количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (пункт 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона).
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрацией г. Иркутска постановлением от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 было утверждено "Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске", в соответствии с пунктом 1.1 которого уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории г. Иркутска является Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска в лице Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска.
Согласно подпункту 12 пункта 4.1 конкурсной документации в состав конкурсной заявки должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю надзору в сфере безопасности движения.
Таким образом, требования конкурсной комиссии о предоставлении информации о количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП), повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине участника конкурса или их работника, произошедших в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, правомерен, поскольку указанный в конкурсной документации перечень документов, подлежащих обязательному представлению, является исчерпывающим, соответствует требованиям федерального законодательства, дополнительные обязанности на участников открытого конкурса не возлагает, их прав не нарушает.
В соответствии с пунктом 7.6 конкурсной документации конкурсная комиссия отказывает претенденту в допуске на конкурс, в том числе, в случае, несоответствия конкурсной заявки требованиям пунктов 4.1-4.5.
Установив, что ООО "Слава" сведения о количестве ДТП представлены за период времени, отличный от периода времени, установленного конкурсной документацией, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у конкурсной комиссии оснований для отказа истцу в допуске к участию в спорных торгах.
При этом судом апелляционной инстанции также учтено, что организатором торгов объявлены новые открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам N 22 и N 4 в городе Иркутске; ООО "Слава" подало заявку на участие в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по маршруту N 4 в городе Иркутске.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Слава" о признании спорных торгов недействительными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы. Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю жалобы.
Вместе с тем вопрос о возврате государственной пошлины не рассматривается в связи с не представлением ООО "Слава" подлинного платежного документа.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года по делу N А19-14284/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.