г. Чита |
|
15 июня 2018 г. |
дело N А19-14284/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.12.2017 по делу N А19-14284/2017 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363,адрес: 664043, г. Иркутск, ул. Воронежская, 32) к комитету городского обустройства администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 11) о признании незаконными и отмене результатов открытого конкурса,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Михайловой Татьяны Анатольевны (ОГРНИП 304380814500058, ИНН 380900199606, г. Иркутск), общества с ограниченной ответственностью "Ковчег" (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова, 40-4), общества с ограниченной ответственностью "КарТур" (664009, г. Иркутск, проезд Космический, 1/3, 54), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) (суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к комитету городского обустройства администрации города Иркутска (далее - ответчик) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями о признании незаконными и отмене результатов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок г. Иркутска N 22, проведенного 27.06.2017, оформленного протоколом от 27.06.2017 N 26.2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 22, в части, касающейся отказа в участии в этом конкурсе ООО "Слава", и открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок г. Иркутска N 4, проведенного 29.06.2017, оформленного протоколом от 29.06.2017 N 27.2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4, в части, касающейся отказа в участии в этом конкурсе ООО "Слава".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Михайлова Т.А., ООО "Ковчег", ООО "КарТур", УФАС по Иркутской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.12.2017 признаны недействительными результаты открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 22, проведенного 27.06.2017 и оформленного протоколом от 27.06.2017 N 26.2 конкурсной комиссии рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, и результаты открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4, проведенного 29.06.2017 и оформленного протоколом от 29.06.2017 N 27.2 конкурсной комиссии рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе. Кроме того, на ответчика отнесены расходы истца на уплату государственной пошлины по исковому заявлению.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что решение суда вынесено при неправильной оценке доказательств в деле. Ответчик полагал правомерным недопущение ООО "Слава" к участию в конкурсах в связи с несоответствием конкурсных заявок общества требованиям пунктов 4.1-4.5 конкурсной документации, поскольку общество представило описи документов конкурсных заявок не сшитыми и не пронумерованными с документами конкурсных заявок; общество не представило сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан по вине общества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, подтвержденных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения. Ответчик указала, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных истцом требований. Кроме того, по мнению истца права и законные интересы не нарушены, поскольку объявлены новые открытые конкурсы на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок в городе Иркутске N 22 и N 4, на которых общество может участвовать.
Истец, возражая на доводы апелляционной жалобы в отзыве, сослался на то, что суд разрешил спор по правильно и полно установленным обстоятельствам при правильном применении норм материального права. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
В связи с заменой в составе суда на судью Скажутину Е.Н. судьи Бушуевой Е.Н., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 31.05.2018 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 31.05.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 07.06.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
При таком положении, в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, что в соответствии с пунктом 12 Положения о комитете городского обустройства администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 N 005-20-230343/1 и постановлением администрации города Иркутска от 24.12.2015 N 031-06- 1231/5 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске" комитет городского обустройства администрации города Иркутска, как уполномоченный орган по организацию регулярных перевозок на территории города Иркутска, праве проводить открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам перевозок в городе Иркутске.
26.05.2017 на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 22 - мкр-н Первомайский - Центральный рынок - мкр-н Первомайский в городе Иркутске, 29.05.2017 - извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 4 - Центральный Рынок - мкр-н Университетский" в городе Иркутске. Также на официальном сайте размещена конкурсная документация названных открытых конкурсов.
Согласно подпункту 12 пункта 4.1 конкурсной документации для участия в открытых конкурсах на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам N 22 и N 4 в городе Иркутске, претенденты представляют один оригинал конкурсной заявки и одну электронную копию конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю надзору в сфере безопасности движения.
В подпункте а пункта 4.5 конкурсных документаций предусмотрено, что все листы конкурсной заявки должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью (при наличии печати) и подписью претендента. Соблюдение претендентом указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав конкурсной заявки на участие в конкурсе, поданы от имени претендента, и он несет ответственность за подлинность и достоверность представленной информации и документов. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы конкурсной заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В пункте 7.6 конкурсных документаций установлен перечень оснований, по которым конкурсная комиссия отказывает претенденту в допуске на участие в конкурсе. Одним из них является несоответствие конкурсной заявки претендента требованиям пунктов 4.1. - 4.5. (подпункт 7.6.9 конкурсных документаций).
Следовательно, не предоставление предусмотренных подпунктом 12 пункта 4.1 конкурсной документации сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) - юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников, в иной форме, может иметь своим последствием отказ в допуске на участие в конкурсной процедуре.
29.05.2017 ООО "Слава" подало заявки на участие в названных открытых конкурсах и предоставило названные сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий за период с 01.05.2016 по 19.05.2017. Все листы конкурсных заявок ООО "Слава" были прошиты и пронумерованы в соответствии с сопроводительными письмами от 29.05.2017 N 412-58-164/17, N412-58-165/17. Однако опись документов конкурсных заявок не была сшита с документами конкурсных заявок.
По результатам вскрытия конвертов конкурсная комиссия приняла к рассмотрению все поданные заявки на участие в конкурсах. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись 27.06.2017 и 29.06.2017, о чем конкурсная комиссия составила протоколы от 27.06.2017 N 26.2 (по маршруту N 22) и от 29.06.2017 N 27.2 (по маршруту N 4). По решению конкурсной комиссии, оформленной указанными протоколами, к участию в конкурсах не допущен ни один из претендентов. ООО "Слава" не допущено к участию в конкурсах в связи с несоответствием конкурсных заявок требованиям пунктов 4.1-4.5 конкурсной документации.
Предметом спора в деле стало признание недействительными результатов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 22, проведенного 27.06.2017 и оформленного протоколом от 27.06.2017 N 26.2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 22, и результатов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4, проведенного 29.06.2017 и оформленного протоколом от 29.06.2017 N 27.2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4, по ому основанию, что проведены с нарушением действующего законодательства.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции сослался на положения пункта 1 статьи 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 19, 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок), Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 03 1-06- 1231/5.
Суд исходил из того, что у организатора торгов отсутствовали законные основания для отклонения заявок ООО "Слава" по мотиву несоответствия требованию, установленному в подпункте а пункта 4.5 конкурсной документации. Для оценки претендентов участвующих в конкурсе, по такому критерию как количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, конкурсная комиссия может получить необходимую информацию в порядке межведомственного взаимодействии с соответствующим государственным органом. Суд указал, что включение в конкурсную документацию положений требования о предоставлении лицами, заявившими об участии в конкурсе, названных сведений о дорожно-транспортных происшествиях, как и требования, чтобы опись документов конкурсной заявки была прошита с другими документами заявки не предусмотрены ни Законом об организации перевозок, ни Положением "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 03 1-06-1231/5. При этом суд полагал, что результаты оспариваемых конкурсов должны быть признаны недействительными полностью, поскольку признание результатов конкурса недействительным лишь в части рассмотрения конкурсной заявки ООО "Слава" приведет к невозможности восстановления нарушенных прав истца.
Суд первой инстанции правильно указал, в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Иркутска установлен Законом об организации перевозок.
Так, статьей 19 Закона об организации перевозок закреплена обязательность проведения конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Статьей 23 Закона об организации перевозок установлены требования к участникам конкурса. В статье 24 Закона определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Закон об организации перевозок не содержит таких правоположений об оформлении заявки участником открытого конкурса как прошить все листы конкурсной заявки с описью документов конкурсной заявки, пронумеровать их, скрепить печатью (при наличии печати) и подписью претендента. В конкурсной документации не установлено такого требования как представление описи, прошитой с конкурсной заявкой.
Все листы конкурсных заявок ООО "Слава" прошиты и пронумерованы в соответствии с сопроводительными письмами от 29.05.2017 N 412-58-164/17, N412-58-165/17.
Представление ООО "Слава" описи документов конкурсной заявки, не прошитой с документами конкурсной документации не является нарушением, влияющим на рассмотрение заявки на участие в конкурсе и ее оценку.
При таком положении суд пришел к правильному выводу об отсутствии у организатора торгов законных оснований для отклонения заявки ООО "Слава" по мотиву несоответствия ее требованию, установленному в подпункте "а" пункта 4.5 конкурсной документации.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу части 2 статьи 24 Закона об организации перевозок требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Одним из критериев оценки заявок участников открытого конкурса является количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (пункт 1 части 3 статьи 24 Закона об организации перевозок).
Поскольку конкурсная документация каждого из спорных открытых конкурсов в разделе 10.1 "Оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующей шкале" (подпункт 1) полностью воспроизводит предусмотренный Законом об организации перевозок критерий, то и требование к предоставлению участником конкурса соответствующих сведений в подпункте 12 пункта 4.1 раздела 4 конкурсной документации не может быть признано противоречащим Закону об организации перевозок (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.01.2018 по делу N А54-835/2017, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2018 по делу N А20-3630/2017).
Ввиду того, что извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам N 22 и N N4 в городе Иркутске опубликованы на официальном сайте администрации города Иркутска 26.05.2017 и 29.05.2017, соответственно, запрошенные сведения о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников должны были быть представлены за период с 26.05.2016 по 26.05.2017 и с 29.05.2017 по 29.05.2017, соответственно. В заявках на участие в открытых конкурсах ООО "Слава" представило запрошенные сведения за иной период времени - с 01.05.2016 по 19.05.2017. Неполнота предоставленной обществом информации является существенными нарушением, влияющим на результат конкурса по определению победителей, поскольку не позволяет оценить заявку в соответствии с критериями оценки конкурсного предложения в конкурсной документации.
Предусмотренное в пункте 6.15 конкурсной документации право конкурсной комиссии в период после вскрытия конвертов до проведения оценки, сопоставления конкурсных заявок участников конкурса запросить в государственных органах дополнительную информацию об участниках конкурса для проверки информации, представленной претендентами в заявке на участие в конкурсе и представить данную информацию на заседание конкурсной комиссии по оценке, сопоставлению конкурсных заявок участников конкурса, не изменяет обязанности претендента на участие конкурсе предоставить запрошенные сведения о дорожно-транспортных происшествиях и не влияет на оценку заявки на предмет соответствия требованиям конкурсной документации. Помимо того, на момент рассмотрения заявок истца 27.06.2017 и 29.06.2017 ответчик не располагал необходимой информацией о дорожно-транспортных происшествиях от уполномоченного органа. Сообщения были получены 28.06.2017 и 05.07.2017.
Стало быть, в соответствии с конкурсной документацией у ответчика имелось основание не допустить заявки ООО "Слава" на участие в спорных открытых конкурсах.
Кроме того, истец, обратившийся с требованием о признании торгов недействительными, должен доказать наличие защищаемого права или интереса. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание те обстоятельства, что в связи с признанием спорных открытых конкурсов не состоявшимися комитет городского обустройства администрации города Иркутска объявил новые открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам N 22 и N 4 в городе Иркутске. Извещения о проведении конкурсов размещены на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по маршруту N 22 - 28.07.2017 и вновь 14.09.2017 и 07.05.2018, по маршруту N 4 - 21.09.2017 и вновь 25.04.2018. Истец вправе претендовать на участие в этих конкурсах. 04.06.2018 ООО "Слава" подало заявку на участие в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок по маршруту N 4 в городе Иркутске.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для вывода о том, что нарушенные права истца могут быть восстановлены в результате признания открытых конкурсов недействительными полностью. Оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
При таком положении решение суда по делу, принятое с нарушением норм материального права, подлежало отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истце остаются расходы на уплату государственной пошлины по исковому заявлению.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2017 года по делу N А19-14284/2017 отменить, принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Макарцев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.