город Иркутск |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А19-20820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2017 года по делу N А19-20820/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кшановская Е.А., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Макарцев А.В., Юдин С.И.),
установил:
Администрация города Иркутска (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик, министерство финансов) о взыскании 1 414 915 рублей 70 копеек убытков, понесенных администрацией в связи с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору социального найма.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, министерство финансов необоснованно указано в судебных актах в качестве ответчика, так как оно не является главным распорядителем бюджетных средств.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу администрация заявила о своём согласии с обжалуемыми судебными актами.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09 ноября 2017 года до 11 часов 40 минут 16 ноября 2017 года, о чем сделано публичное извещение.
Определением Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 16 ноября 2017 года до 12 часов 40 минут 07 декабря 2017 года.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кировским районным судом г. Иркутска принято решение от 12.11.2012, которым суд обязал администрацию предоставить Бондаренко Алексею Юрьевичу вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Иркутска площадью не менее 33 м2, с учетом требований Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-03 "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области".
Во исполнение указанного решения суда администрация передала Бондаренко А.Ю. во владение и пользование на основании договора социального найма N 002772 от 20.11.2015 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, пер. Академика Алексея Окладникова, д. 9, кв. 23, являющееся муниципальной собственностью на основании муниципального контракта на участие в долевом строительстве N 010-64-1437/4 от 08.12.2014, дополнительного соглашения от 08.12.2014 к указанному муниципальному контракту, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2014 и передаточного акта от 25.12.2014.
Согласно передаточному акту от 25.12.2014 стоимость квартиры составила 1 414 915 рублей 70 копеек.
Истец обратился в суд за взысканием с ответчика 1 414 915 рублей 70 копеек убытков, составляющих стоимость жилого помещения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года, иск удовлетворен.
Суды удовлетворили иск на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что переданная в бессрочное владение и пользование квартира выбыла из владения администрации, она не может свободно ею распоряжаться, поскольку квартира обременена жилищными правами гражданина.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что бюджету МО "Город Иркутск" из бюджета Иркутской области не были выделены денежные средства в размере, достаточном для исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения Бондаренко Алексею Юрьевичу.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что администрация вправе требовать возмещения убытков в виде расходов, необходимых для восстановления нарушенного права Бондаренко А.Ю.
Расчет рыночной стоимости жилого помещения, предоставляемого Бондаренко А.Ю., произведенный на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска от 12.11.2012, судами проверен, признан правильным и ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск администрации.
Довод ответчика о неправомерном отнесении расходных обязательств на Иркутскую область подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и не влияющие на мотивированные выводы судов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2017 года по делу N А19-20820/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.