город Иркутск |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А58-7954/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2018 года по делу N А58-7954/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945, г. Якутск; далее - ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Госстройжилнадзора, Управление) от 08.09.2017 N 08-02-183-17-Л.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1021401066169, ИНН 1435116940, г. Якутск; далее - МУП "Теплоэнергия").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 4, 7 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253), статей 432, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 14.4 Административного регламента исполнения управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденного приказом Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 16.07.2014 N 34 (далее - Административный регламент), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания Управления, ссылаясь на то, что проверка условий договоров управления многоквартирным домом не может быть предметом документарной проверки; в ходе проведения проверки было установлено несоблюдение условий договора с ресурсоснабжающей организацией, поэтому требование предписания является неправомерным; неисполнение условий договора влечет за собой исключительно гражданско-правовые последствия, поскольку требование Управления о соблюдении порядка расчетов вытекает из договорных отношений и не может быть пересмотрено сторонами договора принудительно по требованию органа контроля, оспариваемое предписание вынесено Управлением за рамками предоставленных полномочий; порядок расчетов общества с энергоснабжающей организацией установлен в пунктах 4.15 договоров N 10009Г и N 10049Г, в связи с чем ссылка на раздел 6 договоров, неправомерна.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Госстройжилнадзора считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" на основании лицензии от 06.04.2015 N 014-000002 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Между ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" (абонент) и МУП "Теплоэнергия" (энергоснабжающая организация) заключены договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде и горячее водоснабжение от 01.01.2016 N 10009Г и от 01.07.2016 N 10049Г.
В соответствии с разделом 6 договоров установлен следующий порядок:
ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей от населения перечисляет в пользу МУП "Теплоэнергия" поступившие денежные средства в счет оплаты поставленных ресурсов. В случае, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 000 рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в неделю и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу МУП "Теплознергия", превысит 5 000 рублей. Окончательный расчет за фактически потребленные в истекшем месяце коммунальные ресурсы осуществляется в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
На основании приказа от 08.08.2017 N 01-09-2206-17 Управлением Госстройжилнадзора была проведена внеплановая проверка в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенных в представлении от 07.08.2017 на основании обращения МУП "Теплоэнергия" от 03.08.2017.
В ходе проведения проверки Управлением установлено нарушение обществом подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, а именно, порядка расчетов с энергоснабжающей организацией, выразившееся в нарушении сроков перечисления платежей в пользу МУП "Теплоэнергия" за коммунальные ресурсы, поставляемые по договорам поставки тепловой энергии в горячей воде и горячее водоснабжение от 01.07.2016, что является нарушением пункта 4 Требований N 253.
В соответствии с предписанием Управления Госстройжилнадзора от 08.09.2017 N 08-02-183-17 ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" в срок до 10.10.2017 необходимо устранить нарушение подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, пункта 4 Требований N 253; в сентябре осуществить перечисление платежей, поступивших от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг горячей воды, тепловой энергии в пользу МУП "Теплоэнергия" не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей от потребителя исполнителю. В случае, если ежедневный размер платежа составит менее 5 000 рублей, осуществлять перечисление денежных средств в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации превысит 5 000 рублей.
ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт Управления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 (подпункт "а") Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б"), соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "в").
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (подпункт "ж").
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы Управление не проверяло условия договоров управления многоквартирным домом и соблюдение или несоблюдение этих условий, а установило нарушение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающей организацией, установленного Порядком N 416 и Требованиями N 253.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
В соответствии с пунктом 4 Требований N 253 поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю (пункт 6 Требований N 253).
Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. В случае если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств (пункт 7 Требований 253).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, в том числе договоров на поставку тепловой энергии в горячей воде и горячее водоснабжение от 01.01.2016 N 10009Г и от 01.07.2016 N 10049Г, актов сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.06.2017 и 08.09.2017, акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.07.2017, и доводов сторон суды установили, что поступившая от населения плата за коммунальные услуги перечислена обществом в МУП "Теплоэнергия" с периодичностью, не соответствующей установленной пунктом 6 Требований N 253 и согласованной сторонами в договорах от 01.01.2016 N 10009Г и от 01.07.2016 N 10049Г.
В связи с чем, суды правильно признали, что ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" нарушен порядок расчетов с энергоснабжающей организацией, что является нарушением пункта 4 Требований N 253.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что порядок расчетов общества с энергоснабжающей организацией установлен в пунктах 4.15 договоров N 10009Г и N 10049Г, в связи с чем ссылка Управления и судов на раздел 6 договоров, которым установлен порядок расчетов только при принятии собственниками решения о прямой оплате за коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации, неправомерна, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования пункта 6.2 раздела 6 упомянутых договоров следует, что в нем установлен именно порядок перечисления ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", как абонента по договорам, в пользу МУП "Теплоэнергия" поступивших от населения денежных средств в счет оплаты поставленных ресурсов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2018 года по делу N А58-7954/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.