город Иркутск |
|
16 января 2024 г. |
Дело N А19-3930/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Курца Н.А., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2023 года по делу N А19-3930/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - Министерство финансов) о взыскании за счет казны Иркутской области 2 638 000 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 808170986, далее - Министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области); надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов; истцом завышен размер убытков в связи с превышением размера общей площади предоставленного жилого помещения установленным нормам.
Администрация представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя, в котором выразила согласие с принятыми судебными актами.
Министерство социального развития представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 04.08.2022 по делу N 2-2683/2022 на администрацию возложена обязанность по предоставлению несовершеннолетнему ребенку - инвалиду Ворошилову А.А. в лице законного представителя Ворошиловой К.А., вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, находящегося в черте города Братска, общей площадью не менее 32 кв.м, с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение решения суда на основании договора социального найма жилого помещения от 12.12.2022 N 398/12/22, заключенного на основании распоряжения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска от 12.12.2022 N 1530, Ворошилову А.А. и членам его семьи предоставлено изолированное жилое помещение, количество комнат - 1, общей площадью 34,50 кв.м, в том числе жилая - 17,80 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик; жилое помещение передано Ворошилову А.А. в лице его законного представителя Ворошиловой К.А. по акту приема-передачи от 13.12.2022.
В соответствии с отчетом об оценке рыночная стоимость переданного жилого помещения составила 2 638 000 рублей (отчет N 260123 от 26.01.2023).
Полагая, что указанные расходы являются для органа муниципального образования убытками, которые подлежат взысканию с казны субъекта Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящими иском.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, доказанности наличия и размера убытков, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
В силу положений статей 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права публично-правовых образований подлежат защите в рамках гражданско-правового регулирования.
Из системного анализа подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бездействие Иркутской области, выраженное в том, что законами о бюджете Иркутской области за указанный период не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений гражданам, признанным инвалидами и поставленным на жилищный учет после 01.01.2005, повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Представленный администрацией расчет убытков в сумме 2 638 000 рублей судами проверен и признан обоснованным.
На основании установленных обстоятельств и вышеприведенного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о взыскании расходов администрации за счет Иркутской области в лице Министерства финансов как уполномоченного лица.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам дела.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков за счет Иркутской области в лице Министерства финансов подлежит отклонению. В рассматриваемом случае Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования.
Довод Министерства финансов о завышении истцом размера убытков в связи с превышением размера общей площади предоставленного жилого помещения установленным нормам был оценен судами и правомерно не принят во внимание.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.01.2018 N 4-П, а также конкретных обстоятельств настоящего спора (в том числе с учетом отсутствия в муниципальном жилом фонде г. Братска свободных от прав третьих лиц изолированных жилых помещений общей площадью менее 34,5 кв.м, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма и установленным решением суда) суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что расходы администрации подлежат возмещению в полном объеме.
Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 302-ЭС20-4953, от 30.11.2023 N 301-ЭС23-14400).
Иное толкование заявителем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2023 года по делу N А19-3930/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Н.А. Курц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
...
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.01.2018 N 4-П, а также конкретных обстоятельств настоящего спора (в том числе с учетом отсутствия в муниципальном жилом фонде г. Братска свободных от прав третьих лиц изолированных жилых помещений общей площадью менее 34,5 кв.м, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма и установленным решением суда) суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что расходы администрации подлежат возмещению в полном объеме.
Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 302-ЭС20-4953, от 30.11.2023 N 301-ЭС23-14400)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2024 г. N Ф02-7357/23 по делу N А19-3930/2023