город Иркутск |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А33-1207/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Железняк Е.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Сучковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 года по делу N А33-1207/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Чурилина Е.М.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омега" (г. Красноярск, ИНН 2411018304, ОГРН 1082411000462, далее - ООО "Омега", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент) о признании незаконным решения N 01/5150-дг от 02.12.2016 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 мая 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 года решение суда от 30 мая 2017 года отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленное требование удовлетворено. Отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска, выраженный в письме N 01/5150-дг от 02.12.2016, признан недействительным. Суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление ООО "Омега" от 22.11.2016 о выдаче разрешения на строительство.
В кассационной жалобе Департамент ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; полагает отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство законным по основаниям, в нём указанным; просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Омега" считает её доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не направили в Арбитражный суд Красноярского края своих представителей для участия в судебном заседании 19.12.2017 с использованием систем видеоконференц-связи, в связи с чем видеоконференц-связь с Арбитражным судом Красноярского края после установления данного обстоятельства прекращена. Рассмотрение кассационной жалобы Департамента продолжено в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа в установленном порядке.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2017 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 18 января 2018 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 января 2018 года произведена замена судьи Шелега Д.И. на судью Шелёмину М.М. Рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании 18 января 2018 года представители сторон участия не принимали.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением администрации г. Красноярска N 1759-арх от 21.08.2014 "О предоставлении ООО "Омега" земельного участка" заявителю в аренду на пять лет предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300292:27 площадью 1 200 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Ремесленная, для строительства здания зала ритуальных услуг и зала прощания, инженерного обеспечения.
На основании указанного распоряжения между Департаментом и ООО "Омега" заключен договор аренды земельного участка N 1525 от 12.09.2014, согласно пункту 1.1 которого Департамент предоставляет, а общество принимает в аренду указанный земельный участок для использования в целях строительства здания зала ритуальных услуг и зала прощания, инженерного обеспечения.
Пунктом 2.1. договора срок аренды земельного участка установлен с 21.08.2014 по 20.08.2019.
По акту приема-передачи земельного участка названный земельный участок передан обществу.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 24/14-370028 от 29.05.2014 разрешенное использование: место размещения здания зала ритуальных услуг и зала прощания.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 1730-арх от 18.08.2014 утвержден градостроительный план (N RU24308000-12155) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:27 площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Ремесленная.
На основании обращения общества N 8159-ек от 26.10.2016 распоряжением администрации г. Красноярска N 175-арх от 15.11.2016 утвержден новый градостроительный план (N RU24308000-15705) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300292:27 площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Ремесленная.
Пунктом 2 распоряжения администрации г. Красноярска N 175-арх от 15.11.2016 распоряжение администрации г. Красноярска N 1730-арх от 18.08.2014 признано утратившим силу.
22.11.2016 ООО "Омега" направило в адрес Департамента заявление о выдаче разрешения на строительство здания зала ритуальных услуг и зала прощания, инженерного обеспечения на вышеуказанном земельном участке.
Письмом N 01/5150-дг от 02.12.2016 "Об отказе в выдаче разрешения на строительство" Департамент со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации сообщил обществу по результатам рассмотрения его заявления о том, что в выдаче разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства отказано в связи с тем, что в зоне кладбищ (СП-1) не предусмотрено размещение объекта - "Здание зала ритуальных услуг и зала прощания, инженерного обеспечения" в части разрешенных видов использования земельного участка.
Общество оспорило данный отказ в Арбитражный суд Красноярского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент правомерно не выдал обществу разрешение на строительство ритуального зала, зала прощания и инженерного обеспечения, поскольку в зоне кладбищ (СП-1) не предусмотрено размещение таких объектов в части разрешенных видов использования земельного участка.
Отменяя судебный акт суда первой инстанции и удовлетворяя заявление ООО "Омега", суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство. К таким основаниям относится отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 данного Кодекса, а также несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как видно из оспариваемого отказа, при проверке материалов проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска N 175-арх от 15.11.2016, Департаментом установлено, что материалы проектной документации (шифр: 201-16) предоставлены на объект - "Здание зала ритуальных услуг и зала прощания, инженерного обеспечения". Функциональное назначение объекта - объект похоронного назначения. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300292:27 расположен в зоне кладбищ (СП-1) с наложением рекомендуемых зон с особыми условиями использования территорий (нормативные (ориентировочные) санитарно-защитные зоны кладбищ), где в предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка отсутствует данный вид объекта (место допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 43 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее по тексту - Правила N В-122).
В соответствии с разделом 2.1 "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" градостроительного плана земельного участка N RU24308000-15705, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска N 175-арх от 15.11.2016 (представленного в составе заявления вх. N 9077-ек), земельный участок расположен в зоне кладбищ (СП-1); при этом к основным видам разрешенного использования относится ритуальная деятельность (код - 12.1).
Частью 1 статьи 43 Правил N В-122 установлено, что зоны кладбищ включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения мест погребения, объектов похоронного обслуживания и установления их санитарно-защитных зон. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 43 Правил N В-122 основным видом разрешенного использования для земельного участка в указанной зоне является ритуальная деятельность (код - 12.1). Условным разрешенным видом использования земельного участка является религиозное использование (код - 3.7), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных обрядов (церкви, соборы, храмы, часовни, мечети) (пункт 3 Правил N В-122)
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Правил N В-122 настоящими Правилами на территории г. Красноярска устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования, содержащимися в классификаторе, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельных участков, используемые согласно классификатору в градостроительных регламентах территориальных зон, дополнены видами разрешенного использования земельных участков с учетом особенностей территории.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Согласно указанному Классификатору описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений.
Под культовым сооружением понимается сооружение или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд (отправления служб, чтения молитв и обращений к Богу), служения Богу. Ритуальные здания и сооружения предназначены для проведения обрядов, в том числе прощания с умершими.
Оценив позицию Департамента исходя из толкования понятий "культовое сооружение" и "ритуальные здания и сооружения", суд апелляционной инстанции верно посчитал, что Департамент не доказал невозможность отнесения здания зала ритуальных услуг и зала прощания к культовым сооружениям, поскольку церемония прощания с усопшим является светским церемониальным обрядом, а если усопший являлся православным также может сопровождаться молитвенным пением священнослужителя - отпеванием, которое совершается не только в храме, а для удобства прямо на кладбище.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки этого вывода суда апелляционной инстанции, свидетельствующего о том, что ритуальный зал и зал прощаний могли быть расположены в зоне кладбищ (СП-1), вопреки иным утверждениям заявителя кассационной жалобы.
При таких условиях, учитывая, что представленные обществом документы на строительство ритуального зала, зала прощания соответствуют требованиям к их строительству градостроительного плана земельного участка и разрешенному использованию земельного участка, у Департамента не имелось оснований со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказать в выдаче испрашиваемого обществом разрешения на их строительство.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что Классификатором для зоны кладбищ и градостроительным планом земельного участка предусмотрены такие виды разрешенного использования в соответствии с Правилами N В-122 как ритуальная деятельность (код 12.1); ритуальная деятельность включает: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронений, размещение соответствующих культовых сооружений; размещение других объектов, в том числе ритуальных залов и залов прощания не предусмотрено; здания не могут являться сооружениями (в том числе культовыми).
Названные доводы проверены и признаны направленными на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по данному вопросу.
Департамент не представил судам доказательств того, к каким видам разрешенного использования земельного участка может быть отнесено размещение ритуального зала и зала прощания, что, по логике, свидетельствует о допустимости их размещения в зоне кладбищ.
Аналогичный подход высказывался в письме Минэкономразвития России N ОГ-Д23-5791 от 17.05.2017, согласно которому вид разрешенного использования "Ритуальная деятельность" (код 12.1) не препятствует размещению на земельных участках, занятых кладбищами, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления культовых и обрядовых мероприятий, в том числе предназначенных для проведения обрядов прощания.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Департамент возложена обязанность доказывания несоответствия представленных обществом документов разделу 2.1 градостроительного плана земельного участка, утверждённого распоряжением администрацией г. Красноярска N 175-арх от 15.11.2016, однако, недопустимость размещения в зоне кладбищ вышеуказанных объектов не была подтверждена.
Поскольку иное доказано не было, суд апелляционной инстанции правомерно признал отказ в выдаче разрешения на строительство недействительным.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям Правил N В-122, об отсутствии факта использования обществом земельного участка, неправильного применения положений статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверены и признаны не влияющими на правильность выводов суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае ритуальный зал и зал прощания могли быть размещены в зоне кладбищ, поскольку в указанной зоне Правила N В-122 (применённые судом апелляционной инстанции), градостроительный регламент зоны и градостроительный план земельного участка допускают размещение этих культовых сооружений.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта, вследствие чего постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 года по делу N А33-1207/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.