город Иркутск |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А19-5106/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Барской А.Л., Васиной Т.П.,
при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Иркутской области Шленской Галины Александровны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2018 года по делу N А19-5106/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Полякова Е.Г., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
прокурор Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском в интересах муниципального образования города Братска в лице администрации муниципального образования города Братска к муниципальному казенному учреждению "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (ОГРН 1083804000741, ИНН 3804041066) и муниципальному предприятию "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800837147, ИНН 3804025106, далее - МП "Дирекция капитального строительства и ремонта" МО г. Братска) о признании недействительными дополнительных соглашений N 3 от 13.10.2017 к заключенным между ответчиками муниципальным контрактам N N Ф.2016.167711, Ф.2016.167718 от 18.07.2016, N N Ф.2016.171518, Ф.2016.171544 от 19.07.2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2018 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года решение от 11 апреля 2018 года оставлено без изменения.
МП "Дирекция капитального строительства и ремонта" МО г. Братска обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2018 года по делу N А19-5106/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права: положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению заявителя кассационной жалобы, прокуратурой области не представлены доказательства ограничения либо устранения конкуренции, причиной которых стало заключение спорных дополнительных соглашений.
Прокуратура Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу возразила против её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Иркутской области указал на законность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенных открытых аукционов в электронной форме между ответчиками заключены муниципальные контракты N N Ф.2016.167711, Ф.2016.167718 от 18.07.2016, N N Ф.2016.171518, Ф.2016.171544 от 19.07.2016, по условиям которых МП "Дирекция капитального строительства и ремонта" МО г. Братска обязалось построить (создать) многоквартирные жилые дома и после получения разрешения на их ввод в эксплуатацию передать в муниципальную собственность объекты долевого строительства (квартиры) в срок не позднее 31.07.2017.
Впоследствии ответчиками заключены к указанным контрактам дополнительные соглашения N 3 от 13.10.2017, которыми стороны продлили срок исполнения обязательств застройщика до 11.12.2017.
Заявляя требования, истец указал, что изменение существенного условия муниципального контракта не соответствует Федеральным законам "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О защите конкуренции" и нарушает публичные интересы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменение срока исполнения обязательств по муниципальному контракту в данном случае предполагает исполнение контракта на иных условиях, чем предусмотрено аукционной документацией.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда (статьи 432, 708, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Недопустимость изменения сторонами сроков выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом, обеспечивает равенство участников размещения заказов и свободу конкуренции (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что изменение срока исполнения обязательств по муниципальному контракту в данном случае создает преимущество для победителя аукциона и ограничивает конкуренцию между действительными и потенциальными участниками размещения заказа.
При данных обстоятельствах, а также учитывая, что суды не установили наличие оснований для изменения существенных условий контракта о сроке исполнения обязательства, исковые требования о признании недействительными дополнительных соглашений к заключенным между ответчиками муниципальным контрактам удовлетворены правомерно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2018 года по делу N А19-5106/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Государственная пошлина, в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате за кассационное рассмотрение дела в размере 3 000 рублей, подлежит взысканию с МП "Дирекция капитального строительства и ремонта" МО г. Братска в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2018 года по делу N А19-5106/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.