город Иркутск |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А33-15716/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Томашевской Т.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Красноярского края представителя индивидуального предпринимателя Гасанова Агилу Султана оглы - Тимошенко М.Б. (доверенность от 24.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - муниципального учреждения "Управление имущества администрации города Норильска" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А33-15716/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Полищук Е.В., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Петровская О.В., Морозова Н.А.),
установил:
муниципальное учреждение "Управление имущества Администрации города Норильска" (ОГРН 1052457011276, ИНН 2457058236, г.Норильск, далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гасанову Агилу Султану оглы (ОГРНИП 311245715000015, г.Норильск, далее - предприниматель Гасанов А.С.о, ответчик) о взыскании с ответчика в пользу муниципального образования г. Норильск в лице Управления имущества администрации города Норильска 100 903 рублей 09 копеек основного долга по арендной плате за период с 31.10.2013 по 31.03.2017 и 22 434 рублей 86 копеек пени за период с 02.12.2013 по 03.07.2017, об обязании ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером 24:55:0402007:43, общей площадью 154 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Норильск, Центральный район, в районе ул. Мира, 4, путем демонтажа временного сооружения, и вернуть истцу по акту приема-передачи.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2018 года производство по делу в части требований о взыскании с ответчика в пользу муниципального образования г. Норильск в лице Управления имущества администрации города Норильска 100 903 рублей 09 копеек основного долга по арендной плате за период с 31.10.2013 по 31.03.2017 и 22 434 рублей 86 копеек пени за период с 02.12.2013 по 03.07.2017 прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Учреждение, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Из кассационной жалобы следует, что действующее нормативное правовое регулирование не связывает наличие нестационарных торговых объектов в утвержденной схеме с наличием у конкретного заявителя законного права на размещение нестационарного торгового объекта. Само по себе включение места размещения нестационарного торгового объекта в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения, с учетом отсутствия законных оснований для размещения временного сооружения, не влечет автоматического предоставления владельцу временного сооружения права на его размещение. Указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу.
Отзыв предпринимателя Гасанова А.С.о на кассационную жалобу судом округа не принимается во внимание, как направленный в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписан договор от 31.10.2013 N 7839 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402007:43, согласно пункту 1.1 которого на основании распоряжения администрации города Норильска от 31.10.2013 N 6208 арендодатель предоставляет арендатору по акту приема-передачи в аренду за плату определенный настоящим договором земельный участок.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 договора земельный участок предоставляется из земель населенных пунктов, в границах, указанных на прилагаемом к настоящему договору кадастровом паспорте, который является неотъемлемой частью настоящего договора, площадью - 154 кв. м (93,9 кв. м - площадь под торговым павильоном; 60,1 кв. м - площадь зоны технического обслуживания). Земельный участок по настоящему договору предоставляется для использования в следующих целях: для эксплуатации временного сооружения "торговый павильон", расположенный по адресу: Красноярский край, город Норильск, район Центральный, в районе ул. Мира, 4. Земельный участок, предоставленный по настоящему договору, не предназначен для размещения объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 1.4 договора срок аренды земельного участка устанавливается до 01.02.2014.
В соответствии с пунктом 2.3.4 договора арендатор обязан соблюдать при использовании земельного участка требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора при использовании арендуемого земельного участка, а также организаций государственного надзора, иных контролирующих органов.
Согласно подпункту "б" пункта 2.3.12 договора арендатор обязан освободить земельный участок не позднее двух недель с момента: а) окончания срока действия настоящего договора; б) истечения срока, указанного арендодателем в предложении о досрочном расторжении настоящего договора в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2.4.1 договора арендатор имеет право не позднее двух месяцев до окончания срока действия настоящего договора направить арендодателю ходатайство о заключении договора аренды земельного участка на новый срок. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть арендодателем пересмотрены.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что настоящий договор прекращает свое действие по окончании срока, указанного в пункте 1.4 настоящего договора, в случае, если до окончания указанного срока арендатор уведомил арендодателя о предстоящем освобождении арендуемого земельного участка, либо арендодатель возразил против использования арендатором земельного участка после окончания вышеуказанного срока.
По акту приема-передачи земельного участка от 31.10.2013 арендодатель передал земельный участок арендатору.
В материалы дела представлены копии постановлений от 19.02.2016 N 02818/605, от 30.04.2014 АА N 07601/1751, от 08.04.2014 АА N 05309/1385, согласно которым ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административные правонарушения совершены по адресу г. Норильск, ул. Мира 4, в помещении магазина "Продукты".
09.06.2016 истец направил ответчику письмо от 06.06.2016 N 150-3027/155, в котором, ссылаясь на пункт 2.3.4 договора, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, отказался от исполнения договора по истечении трех месяцев с момента получения настоящей претензии, просил арендатора в указанный срок освободить земельный участок. По истечению срока хранения почтовое отправление возвращено истцу почтовым отделением связи.
Претензией от 01.08.2016 N 150-4511/152, направленной в адрес ответчика, истец просил ответчика оплатить имеющуюся задолженность.
Согласно акту от 27.02.2017 N 5593/ЗУ на спорном земельном участке располагается торговый павильон, требования, указанные в письме от 06.06.2016 не исполнены, в торговом павильоне продолжает осуществляться продажа алкогольной продукции. К акту представлены фотографии.
Также в материалы дела представлены копии следующих документов: распоряжение от 31.10.2013 N 6208, протоколы об административном правонарушении от 30.04.2014, от 08.04.2014, от 29.12.2013, чеки-ордера, заявление ответчика от 23.08.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю,
Письмом от 07.08.2017 ответчик сообщил истцу, что согласен с исковыми требованиями в части возврата земельного участка по акту приема-передачи, в части освобождения земельного участка требования не признал.
Истец пояснил, что поскольку земельный участок не предполагался к освобождению от торгового павильона, акт приема-передачи не подписывался.
В соответствии с письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30.10.2017 N 18778 Красноярским УФАС России, в порядке статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", принято решение о принятии мер антимонопольного реагирования - выдаче предупреждения, в соответствии с которым администрации г. Норильска надлежит в срок до 01.12.2017 отменить постановление администрации г. Норильска Красноярского края от 22.07.2016 N 393 "О внесении изменений в постановление администрации города Норильска от 07.03.2014 N 111" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск торгового объекта под номером 23 - павильон по адресу: г. Норильск, в районе ул. Мира, 4.
Копия предупреждения от 30.10.2017 N 18777 представлена в материалы дела.
Постановлением администрации города Норильска Красноярского края от 12.12.2017 N 581 Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск, утвержденная постановлением администрации города Норильска от 07.03.2014 N 111, дополнена строкой 126 в разделе "район Центральный" следующего содержания: павильон в районе ул. Мира, 4, количество нестационарных торговых объектов - 1, площадь, занимаемая нестационарным торговым объектом (кв. м) - 93,9, вид реализуемой продукции - продовольственные товары, информация об использовании нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность - субъект малого или среднего предпринимательства, период размещения нестационарных торговых объектов - круглогодично.
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований пользования спорным земельным участком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 606, 621, 622 пунктами 1, 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", исходил из того, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402007:43 прекращен, при этом наличие в схеме места размещения нестационарного торгового объекта без указания конкретного объекта и субъекта не является достаточным основанием для размещения временного сооружения конкретным хозяйствующим субъектом без получения на то согласия уполномоченного органа и документального оформления такого права, следовательно, в отсутствие заключенного договора аренды земельного участка у ответчика отсутствуют правовые основания для размещения спорного павильона на земельном участке.
Третий арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ответчик вправе использовать спорный торговый объект в соответствии с действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов вне зависимости от заключения с ним договора аренды земельного участка с определением условий пользования в соответствии с действующими нормативными правовыми актами муниципального образования город Норильск.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и без заключения договора аренды земельных участков (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 306 -ЭС17-5407).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 той же статьи).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Постановлением администрации города Норильска от 07.03.2014 N 111 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск.
Спорный павильон после отмены постановления администрации г. Норильска Красноярского края от 22.07.2016 N 393 "О внесении изменений в постановление администрации города Норильска от 07.03.2014 N 111" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск торгового объекта под номером 23 - павильон по адресу:
г. Норильск, в районе ул. Мира, включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск под номером 126.
Согласно части 6 статьи 10 Закона 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждение указанной схемы.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О, положения части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Указанные выше нормы ЗК РФ и Закона N 381-ФЗ связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель не предусматривает обязанность субъекта, желающего использовать землю или земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения нестационарного торгового объекта, получить соответствующее разрешение уполномоченного органа.
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и с момента вступления в силу акта об утверждении схемы, демонтаж нестационарных торговых объектов производится в соответствии с актом органа местного самоуправления, регулирующего размещение нестационарных торговых объектов.
Постановлением администрации города Норильска Красноярского края от 07.03.2014 N 111, равно как и иным нормативным правовыми актами муниципального образования города Норильск не предусмотрена обязанность оформления субъектами, осуществляющими деятельность в нестационарных торговых объектах, каких-либо правоустанавливающих документов на размещение временного сооружения на соответствующем земельном участке или прохождение специальных процедур.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А33-15716/2017 Арбитражного суда Красноярского края основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А33-15716/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.