город Иркутск |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А33-10404/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2023 года по делу N А33-10404/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718, ИНН 2466001885, далее - фонд, взыскатель) обратилось в суд с требованиями к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980355, ИНН 2466124537, далее - управление), к отделу судебных приставов по Железнодорожному району г. Красноярска Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска) о признании недействительным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Туракевич Ольги Александровны (далее - судебный пристав) N 36916/23/24008-ИП от 21.03.2023 об отказе в возбуждении исполнительного производства (далее - постановление от 21.03.2023), а также возложении на судебного пристава обязанности по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС N 039071043 от 28.10.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Светофор" (далее - ООО "Торговый Дом Светофор", должник).
Решением суда Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года, заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы, выражая несогласие с выводами судов, полагает, что судебный пристав-исполнитель правомерно и обоснованно отказал в возбуждении исполнительного производства, поскольку в исполнительном листе отсутствовал уникальный идентификатор начисления (далее - УИН), при этом, каких-либо нарушений прав и законных интересов фонда не допущено, так как взыскатель после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, вправе вновь предъявить исполнительный документ к исполнению в пределах сроков, установленных статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Определением суда округа от 28 марта 2024 года в составе председательствующего Кореневой Т.И., судей Ананьиной Г.В., Рудых А.И. производство по кассационной жалобе отложено до 12 часов 20 минут 25.04.2024.
В связи прекращением полномочий судьи ввиду ухода в отставку председательствующего Кореневой Т.И., рассматривающего указанную кассационную жалобу, произведена замена председательствующего судьи Кореневой Т.И., дело передано для автоматизированного распределения в программе АИС "Судопроизводство".
В порядке автоматизированного распределения дел в программе АИС "Судопроизводство" дело N А33-10404/2023 передано для рассмотрения под председательством судьи Рудых А.И.
Определением председателя первого судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Ананьиной Г.В. от 24 апреля 2024 года сформирован состав суда, рассматривающий дело N А33-10404/2023: председательствующий Рудых А.И., судьи: Ананьина Г.В., Левошко А.Н.
Определением суда округа от 25 апреля 2024 года судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы управления отложено на 10 часов 40 минут 23.05.2024.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц на дату и время судебного заседания, в том числе после отложения - не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 октября 2022 года по делу N А33-19016/2022 с ООО "Торговый дом Светофор" в доход фонда на основании решений последнего N 205S19190027042 от 27.06.2019, N 205S19190027044 от 27.06.2019, N 205S19200026539 от 05.10.2020, N 205S19210017169 от 02.07.2021 взыскано 2 500 рублей финансовых санкций за допущенные нарушения при предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Для принудительного исполнения указанного решения судом выдан исполнительный лист серии ФС N 039071043 от 28.10.2022, в котором указан УИН (0).
Постановлением от 21.03.2023 судебный пристав отказал фонду в возбуждении исполнительного производства, ссылаясь на отсутствие УИН в представленном исполнительном листе серии ФС N 039071043 от 28.10.2022.
Не согласившись с данным постановлением, полагая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования, суды исходили из отсутствия у судебного пристава оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, так как в спорном периоде требование об обязательном присвоении УИН по исполнительному листу и соответствующим платежным документам не было предусмотрено.
Суд округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим законом (часть 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника.
Вступившим в силу с 20.06.2022 Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ) в часть 1.1 статьи 13 Закона N 229-ФЗ внесены изменения, согласно которым в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией, должны содержаться УИН и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Также Законом N 417-ФЗ внесены изменения и в статью 320 АПК РФ, предусматривающую содержание исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом. Вносимые изменения касаются сведений о взыскателе и должнике, и не устанавливают требования необходимости отражения в исполнительном листе УИН.
В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) и принятых в соответствии с ним Правилами осуществления перевода денежных средств (установлены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П, далее - Положение N 383-П, действовало до сентября 2021 года), Правилами осуществления перевода денежных средств (установлены Положением Банка России от 29.06.2021 N 762-П, далее - Положение N 762-П), Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Приказ N 107н и Правила N 107н), уникальный идентификатор платежа присваивается получателем средств и в случае его присвоения он доводится получателем средств до плательщика. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Таким нормативным правовым актом является Приказ N 107н, Приложением N 5 к которому установлено, что информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Приложениями N 1 - 4 к Приказу N 107н, является обязательной к заполнению.
Приложением N 2 к Приказу N 107н предусмотрено, что в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в реквизитах о переводе денежных средств указываются следующие значения в реквизите "Код" - уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков, при этом все знаки уникального идентификатора начисления одновременно не могут принимать значение ноль ("0").
В случае отсутствия УИН начисления в реквизите "Код" указывается значение ноль ("0") (пункты 4.10, 5.10, 7.11 Приложения N 2).
Таким образом, действующее нормативное правовое регулирование допускает отсутствие УИН по спорным платежам, и не предусматривает присвоение в исполнительном документе знаков УИН судом, в случае его отсутствия. В этом случае в соответствующем поле проставляется значение "0". Данные положения действовали как на момент принятия решения фондом о начислении штрафа, так и на момент выдачи арбитражным судом исполнительного листа.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на дату вынесения решений фонда о взыскании финансовых санкций N 205S19190027042 от 27.06.2019, N 205S19190027044 от 27.06.2019, N 205S19200026539 от 05.10.2020, N 205S19210017169 от 02.07.2021 требования об обязательном указании УИН в законодательстве не было предусмотрено, УИН фондом не присваивался, возможность его присвоения по уже принятым решениям о начислении финансовых санкций отсутствовала, соответственно в исполнительном листе серии ФС N 039071043 от 28.10.2022, представленном фондом на исполнение в ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска, как и в заявлении о принудительном исполнении судебного акта правомерно был указал УИН (0), в связи с чем, основания отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава отсутствовали.
С учетом изложенного, суды обоснованно признали постановление судебного пристава от 21.03.2023 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы фонда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по ходатайству лиц, участвующих в деле, его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2023 года по делу N А33-10404/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что судебный пристав неправомерно отказал в возбуждении исполнительного производства из-за отсутствия уникального идентификатора начисления в исполнительном листе, так как на момент вынесения решения о взыскании штрафа требование об обязательном указании УИН не существовало. Судебные акты, удовлетворившие требования взыскателя, оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 мая 2024 г. N Ф02-961/24 по делу N А33-10404/2023