город Иркутск |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А19-5167/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Степановой И.С. (доверенность от 10.08.2018), общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" Ивановой А.С. (доверенность от 27.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года по делу N А19-5167/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659; ИНН 3808166404, г. Иркутск; далее - ООО "Иркутскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания от 16.01.2017 Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 36, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 2, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 51, 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности предписания, ссылаясь на то, что в рассматриваемом многоквартирном доме отсутствует общедомовое потребление электроэнергии, отсутствуют подвал, чердак, дом не оборудован домофонной системой, оповещением, а также отсутствуют иные устройства, требующие электроснабжения; учет электроэнергии происходит на индивидуальные точки учета, жители пользуются электроэнергией только в квартирах и оплачивают электроэнергию по данным индивидуальных приборов учета; выводы Службы основаны на отсутствии мест общего пользования, потребляющих электроэнергию; коммунальная услуга по электроснабжению включает в себя снабжение электрической энергией нежилых помещений в многоквартирном доме; в данной ситуации добросовестные потребители вынуждены при оплате электроэнергии на общедомовые нужды нести расходы за иных неустановленных лиц; доказательства того, что начисление платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды имело место в связи с технически неизбежными потерями, в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Иркутскэнергосбыт" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Служба и ООО "Иркутскэнергосбыт" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.12.2016 N 6372 ср-п Службой проведена внеплановая документарная проверка на объекте по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 16, в отношении ООО "Иркутскэнергосбыт" с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 19.10.2016 N 5438/16 (срок исполнения 15.11.2016).
В ходе проведения проверки Служба выявила невыполнение упомянутого предписания, а также установила, что в соответствии с предоставленной обществом информацией в доме N 16 помещения, входящие в состав общего имущества дома, отсутствуют; Технический паспорт, подтверждающий наличие в доме N 16 мест общего пользования, в Службу не представлен. В этой связи Служба пришла к выводу о том, что начисление ООО "Иркутскэнергосбыт" платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в доме N 16, противоречит действующему законодательству.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.01.2017 N 6372/16.
Предписанием Служба от 16.01.2017 N 6372/16 на ООО "Иркутскэнергосбыт" возложена обязанность в срок до 10.02.2017 устранить нарушение - привести начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению жителям дома N 16 в соответствие с действующим законодательством, либо представить в Службу технический паспорт, в соответствии с которым производится начисление жителям дома N 16 за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, представить в Службу подтверждающие документы.
ООО "Иркутскэнергосбыт", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт Службы не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Суды, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", по результатам оценки материалов дела признали рассматриваемый жилой дом как многоквартирный, что сторонами не оспаривается.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи предписания) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правильно применяя положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень общего имущества в многоквартирном доме, который принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, пункт 7 Правил N 491, в котором поименован состав общего имущества, включающий внутридомовые инженерные сети, суды установили, что дом N16 по ул. Володарского в г. Тулуне содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме - крыша, подвал, инженерные сети, земельный участок.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 44 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Тулун, ул. Володарского, N 16, установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что при наличии установленного общедомового прибора учета начисление платы за потребленную услугу электроснабжение, в том числе и на общедомовые нужды, определяется на основании данных общедомового прибора учета.
Таким образом, суды обоснованно признали, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, вправе взимать плату за оказанные услуги электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: г. Тулун, ул. Володарского, 16.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии мест общего пользования, потребляющих электроэнергию, поэтому собственники помещений вынуждены платить за услуги, которые им не оказываются, отклонены судами, поскольку исходя из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, в том числе формулы 10 приложения N 2 к названным Правилам, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в 2016 году) производится независимо от наличия или отсутствия помещений общего пользования при наличии установленного общедомового прибора учета. При этом в случае отсутствия такого потребления, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил N 354).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что Службой не подтверждено, что объем коммунальной услуги, предоставленной обществом собственникам помещений в указанном доме за расчетный период (2016 год) на общедомовые нужды по данным приборов учета, составлял ноль. В то же время общество утверждает, что при потреблении электроэнергии собственниками помещений в указанном доме имеется разница между объемом потребления, установленным ОДПУ и суммой данных полученных с ИПУ (нормативом потребления), что Службой не опровергнуто.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года по делу N А19-5167/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.