город Иркутск |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А19-11211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Российской Федерации Клеофастова Б.П. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года по делу N А19-11211/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ибрагимова С.Ю.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
администрация муниципального образования г. Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833; далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; далее - министерство финансов) с требованием о взыскании 1 080 000 рублей расходов, понесенных в связи с обеспечением гражданина-инвалида жилым помещением.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ИНН 3808170986, ОГРН 1073808028271).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Министерство финансов, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права; просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должно производиться за счет средств Российской Федерации. Министерство финансов Иркутской области необоснованно указано в качестве ответчика, поскольку оно не является главным распорядителем бюджетных средств. Стоимость жилого помещения, превышающего площадь 18,325 кв. м., не может подлежать взысканию из областного бюджета, исковые требования подлежат уменьшению на 511 292 рубля 79 копеек.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель министерства финансов поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 12 часов 50 минут 22 октября 2018 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет по адресу www.fasvso.arbitr.ru, а также в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
После перерыва в судебном заседании принимал участие указанный выше представитель.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Братского городского суда от 07.11.2016 по гражданскому делу N 2-4499/2016 на администрацию муниципального образования г. Братска возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение Кузнецову А.А., являющемуся инвалидом с диагнозом, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Во исполнение указанного решения администрация по договору социального найма от 06.02.2017 N 83/02/17 предоставила Кузнецову А.А. жилое помещение в бессрочное владение и пользование, стоимость которого согласно отчету по определению рыночной стоимости объекта недвижимости от 13.03.2017 N 17-077 оценена в размере 1 080 000 рублей.
Ссылаясь на то, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 12, 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84, 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришли к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Иркутская область, от имени которого в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Иркутской области, в связи с чем иск заявлен к надлежащему ответчику и расходы администрации на предоставление жилья подлежат возмещению из соответствующего бюджета.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением N 378 инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае Иркутской области в лице министерства финансов.
Довод кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов отклоняется, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область, в данном случае министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтверждается материалами дела.
Размер убытков определен истцом, исходя из отчета оценщика, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения, переданного Кузнецову А.А., составила 1 080 000 рублей
Довод министерства финансов, касающиеся отсутствия обязанности по компенсации расходов на жилое помещение, размер которого превышает размер, определенный судом общей юрисдикции, несостоятелен, поскольку увеличение площади предоставленной квартиры и превышение норматива бюджетного финансирования не находится в причинной связи с бездействием ответчика по финансовому обеспечению истца на выполнение государственной обязанности, возложенной на муниципальное образование.
Указание в решении суда общей юрисдикции размера площади предоставляемой гражданину квартиры, не исключает возможность предоставления жилого помещения большей площади в случае наличия только такого помещения в муниципальном жилом фонде.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании убытков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Полномочиями по переоценке доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года по делу N А19-11211/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.