город Иркутск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А33-32183/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года по делу N А33-32183/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Корсис" (ОГРН 1187746804838, ИНН 9731010353, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов изменить.
Заявитель жалобы выражает несогласие с изложенными в мотивировочной части решения и постановления выводами судов об истечении на момент рассмотрения в суде первой инстанции заявления о привлечении общества к административной ответственности предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока данности, считает, что допущенное обществом правонарушение - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требования лицензии, возлагающего на оператора связи обязанность по обеспечению реализации устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, является длящимся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с момента обнаружения такого правонарушения, а не с момента истечения срока, установленного Планами мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуги местной телефонной связи на сетях фиксированной связи на территории Красноярского края в г. Красноярске от 21.10.2019 и в г. Ачинске от 22.10.2019 (далее - Планы мероприятий) с учетом срока их продления, как указано в обжалуемых судебных актах.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество на основании лицензии N Л-030-00114-77/0109764 от 23.05.2019 оказывает на территории Красноярского края услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
19.09.2023 в управление из УФСБ по Красноярскому краю поступило письмо N 43/2-2412 от 12.09.2023, в котором указано на несоблюдение оператором связи - обществом требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), пунктов 4, 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), нереализацию Требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, определенных приказами Минкомсвязи от 29.10.2018 N 573, от 26.02.2018 N 86, а также отмечено, что технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий находятся в нерабочем состоянии.
Административным органом, в том числе на основании дополнительно представленных УФСБ по Красноярскому краю (письмо от 06.10.2023) и обществом (письмо N КС/31 от 28.09.2023) сведений, установлено, что по состоянию на 19.09.2023 оператором связи не реализованы устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий; пункт 14 Планов мероприятий обществом не исполнен, внедрение технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Красноярского края в установленный срок (с учетом его продления) - до 30.06.2022 не осуществлено, что является грубым нарушением пункта 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N Л030-00114-77/00109764 от 23.05.2019, а также нарушением обязательных требований в сфере связи, установленных пунктом 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ, пунктами 7, 10 Правил N 538, пунктом 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 N 6.
По факту выявленных нарушений управлением 31.10.2023 в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статей 203 АПК РФ, 23.1 КоАП РФ материалы административного производства с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены управлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, исчисляемого с момента совершения вмененного обществу согласно протоколу от 31.10.2023 нарушения, а именно неисполнения в установленный срок - до 30.06.2022 пункта 14 Планов мероприятий и нахождения технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий в нерабочем состоянии более 3-х месяцев, в связи с чем датой начала течения срока давности по вменяемому правонарушению является 01.07.2022.
Суд округа приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией.
На основании пункта 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
В соответствии положениями Правил N 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 4); ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (план), в котором указывается, в частности срок ввода в эксплуатацию технических средств (пункт 7); ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 указанных Правил, органом внутренних дел (пункт 10).
В силу изложенного выполнением мероприятий по внедрению технических средств обеспечивается реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и выполнение пункта 10 лицензионных требований лицензии N Л-030-00114-77/0109764 от 23.05.2019.
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания) является грубым нарушением лицензионных требований.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в протоколе от 31.10.2023 административный орган указал, что осуществление обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выявлено в ходе рассмотрения информации, поступившей 19.09.2023 из УФСБ по Красноярскому краю; по состоянию на 19.09.2023 обществом как оператором связи не реализованы устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, пункт 14 Планов мероприятий не исполнен, внедрение технических средств, реализующих функции технических средств оперативно-разыскных мероприятий на территории Красноярского края в установленный с учетом продлений срок не осуществлено, что является грубым нарушением лицензионных требований. Указанные обстоятельства установлены на основании изучения и анализа не только сведений, изложенных в поступившем 19.09.2023 письме УФСБ по Красноярскому краю N 43/2-2412 от 12.09.2023 о несоблюдении обществом требований внедрения технических средств оперативно-разыскных мероприятий, но и иной информации, в частности, изложенной в полученных по запросу административного органа письмах общества N КС/31 от 28.09.2023 и УФСБ по Красноярскому краю от 06.10.2023, при этом факт осуществления обществом как оператором связи соответствующей лицензируемой деятельности с несоблюдением изложенных обязательных требований законодательства участвующими в деле лицами не оспаривался. Поскольку обществу в рассматриваемом случае вменялось не столько нарушение пункта 14 Планов мероприятий, сколько установленный факт осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи при отсутствии реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, выраженный в длительном неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, возложенных требованиями законодательства Российской Федерации и условиями выданной лицензии, суд округа приходит к выводу о том, что вменяемое обществу правонарушение является длящимся.
На основании статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом; при этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (обнаружило).
Поскольку рассматриваемое правонарушение обнаружено 19.09.2023 и на дату объявления 14.12.2023 судом первой инстанции резолютивной части решения (полный текст изготовлен 19.12.2023) 90 дней не истекли, выводы судов о квалификации вменяемого правонарушения как недлящегося и об отказе в привлечении общества к административной ответственности в связи с истечением срока давности ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права (статья 4.5, часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ) применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Вместе с тем, основания для принятия судебного акта об удовлетворении требований административного органа отсутствуют, так как на дату подачи кассационной жалобы (27.03.2024) и ее рассмотрения в суде округа предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем основания для привлечении общества к административной ответственности у суда округа отсутствуют.
С учетом изложенного и на основании абзаца 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года по делу N А33-32183/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку рассматриваемое правонарушение обнаружено 19.09.2023 и на дату объявления 14.12.2023 судом первой инстанции резолютивной части решения (полный текст изготовлен 19.12.2023) 90 дней не истекли, выводы судов о квалификации вменяемого правонарушения как недлящегося и об отказе в привлечении общества к административной ответственности в связи с истечением срока давности ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права (статья 4.5, часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ) применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Вместе с тем, основания для принятия судебного акта об удовлетворении требований административного органа отсутствуют, так как на дату подачи кассационной жалобы (27.03.2024) и ее рассмотрения в суде округа предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем основания для привлечении общества к административной ответственности у суда округа отсутствуют.
С учетом изложенного и на основании абзаца 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2024 г. N Ф02-1975/24 по делу N А33-32183/2023