город Иркутск |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А58-10474/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А58-10474/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции - Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945, г. Якутск; далее - ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" Окружной администрации города Якутска" (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Управления от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л признано недействительным в части.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт о признании недействительным предписания Управления от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л полностью.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), пунктов 42, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы суда апелляционной инстанции о незаконности предписания, ссылаясь на то, что общество необоснованно выставляло нанимателю квартиры плату за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение"; наниматели помещений жилого помещения не наделены полномочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к расчету, обязанности по установке приборов учета на них не возложены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru) Управление ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании представления от 17.11.2017, приказа от 17.11.2017 N 01-09-3194-17 Управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский" с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенных в обращении от 13.11.2017.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Северная, д. 7, кв. 55, является администрация городского округа "город Якутск" (далее - Администрация), квартира предоставлена заявителю - нанимателю квартиры N 55 на основании распоряжения от 19.08.2016 N 1406р, с нанимателем заключен договор социального найма от 25.08.2016 N 4766. Поскольку обязанность по установке индивидуального прибора учета (ИПУ) потребления коммунальных услуг и, следовательно, оплата повышающего коэффициента в случае его отсутствия возлагается на собственника помещения в многоквартирном доме (МКД), повышающий коэффициент по причине неоснащенности квартиры N 55 ИПУ водопотребления должен начисляться администрации ГО "город Якутск" как собственнику помещения.
Из счетов-квитанций по оплате ЖКУ следует, что общество начислило и получило с нанимателя квартиры N 55 денежные средства за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года включительно, чем нарушило пункт 42 Правил N 354.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.12.2017 N 08-01-1835-17-л.
Предписанием Управления от 12.12.2017 N 08-02-514-17-л на ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский" возложена обязанность срок до 25.12.2017 устранить допущенное нарушение путем прекращения начисления платы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю квартиры, расположенной по адресу: г. Якутск, ул. Северная, д. 7, кв. 55; проведения перерасчета (возврата) полученной суммы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю названной квартиры.
ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным предписания Управления в части прекращения начисления платы за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" нанимателю квартиры, исходил из того, что предписание в этой части не противоречит требованиям положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Правил N 354.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 42 Правил N 354, нарушение которого вменено обществу, пришел к выводу о том, что размер платы в данном случае определяется за оказанную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома, которым является наниматель, в связи с чем признал предписание Управления в указанной части не соответствующим требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 261-ФЗ, Правил N 354 и нарушающим права и законные интересы общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 80 Правил N 354 установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом N 261-ФЗ, пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Проанализировав приведенные нормативные положения, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а при отсутствии приборов при наличии технической возможности их установки размер платы коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Из части 3 статьи 153, части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Названные правовые позиции содержатся также и в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 N 302-ЭС15-1968, от 21.09.2015 N 305-ЭС 15-8047.
По настоящему делу установлено, что спорная квартира в доме N 55 заселена, Управление посчитало, что ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский", начислив и приняв плату за услуги "повышающий коэффициент горячее и холодное водоснабжение" за период с мая по декабрь 2017 года включительно с нанимателя квартиры N 55, нарушило пункт 42 Правил N 354.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Из буквального толкования приведенного положения пункта 42 Правил N 354, учитывая правовой смысл и содержание понятия потребителя, которым является не только собственник помещения в многоквартирном доме, но и наниматель жилого помещения, то есть лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354), суд апелляционной инстанции правильно признал, что размер платы в данном случае определяется за оказанную услугу потребителю в жилом помещении многоквартирного дома. Поскольку наниматель является лицом, потребляющим коммунальные услуги, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии предписания требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Применительно к обстоятельствам настоящего конкретного дела, учитывая то, как Управление в оспариваемом предписании сформулировало нарушение обществом пункта 42 Правил N 354, данный вывод суда следует признать обоснованным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по делу N А58-10474/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.