город Иркутск |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А33-28773/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Кушнаревой Н.П., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2018 года по делу N А33-28773/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Альтергот М.А.; суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Белан Н.Н., Хабибулина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" (ОГРН 1032402194637, ИНН 2463061759, п. Большая Кеть Пировского района Красноярского края, далее - ООО "ТрансСервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство, ответчик) об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2018 года, иск удовлетворен. Суд обязал министерство внести изменения в договор аренды лесного участка от 19.09.2011 N 575-з, заключенный с ООО "ТрансСервис", посредством заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 19.09.2011 N 575-з в редакции истца.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву неправильного применения норм материального права, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что при предъявлении иска, истцом не указаны нормы права, которые содержали бы условия об изменении заключенного договора аренды земельного участка при возникновении необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; истец вправе проводить санитарные рубки на основании проведенного лесопатологического обследования с отражением сведений о виде и об объеме рубок в лесной декларации, указывает заявитель кассационной жалобы, тогда как условиями аукциона, результатом которого явилось заключение договора аренды лесных участков, не был определен конкретный объем древесины, подлежащий вырубке в рамках проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и возникновение необходимости проведения санитарных рубок не определено положениями Лесного кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, считает заявитель кассационной жалобы, в связи с чем ООО "ТрансСервис" полагает, что требования не могли и не должны были быть судом удовлетворены.
Из кассационной жалобы также следует, что применение истцом предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) понижающего коэффициента 0,3 для расчета арендной платы по санитарным рубкам является, по мнению ответчика, необоснованным, поскольку истцом не доказан факт повреждения лесных насаждений в количестве (70 %), допускающем применение коэффициента 0,3, представленный истцом акт лесопатологического обследования от 07.07.2017 N 36 не содержит выраженных в процентах данных о степени повреждения лесных насаждений, что позволяло бы применить понижающий коэффициент 0,3.
По мнению ответчика, истец сознательно ввел суд в заблуждение по поводу того, что отраженная в приложениях N 1.1 к актам доля поврежденных деревьев соответствует степени повреждения лесных насаждений, а суд не исследовал этот вопрос, что привело к принятию необоснованного решения; суд первой инстанции не воспринял доводы ответчика о том, что доля поврежденных деревьев не соответствует понятию степень поврежденных деревьев, указывает заявитель кассационной жалобы.
В кассационной жалобе ответчик также не соглашается с выводом арбитражного суда об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента для установления арендной платы, подлежащей зачислению в бюджет Красноярского края.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 25.10.2018 до 10 часов 00 минут 01.11.2018, информация о перерыве размещена на официальном сайте суда. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Агентство лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО "ТрансСервис" (арендатор) 19.09.2011 заключили договор аренды лесных участков N 575-з (далее - договор аренды), по условиям раздела I которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 6.09.2011 N 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, определенные пунктом 2 настоящего договора (далее-лесные участки). Лесные участки, общей площадью 8 890 га, расположены: Красноярский край, Бирилюсский район, Таежинское лесничество, Малокетское участковое лесничество кварталы NN 11, 22, 23, 57, 58, 60-62, 73, 90, 124, предназначенные для заготовки древесины.
В пункте 3 раздела I договора аренды указано, что схема расположения лесных участков и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2.
Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 раздела I договора аренды).
Пунктом 5 раздела II договора аренды ежегодная арендная плата установлена в размере 977 530 рублей.
В силу пункта 6 договора аренды арендатор вносит арендную плату независимо от освоения лесосеки ежеквартально равными частями в размере части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению N 4 к договору по реквизитам, указанным арендодателем и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Первый платеж (за оставшуюся часть квартала, считаемую со дня заключения договора) вносится в течение 10 дней со дня заключения договора.
Пунктом 20 раздела V договора аренды предусмотрено, что все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением пункта 8 договора (изменение арендной платы).
Согласно пункту 21 договора аренды по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 22 договора аренды при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
Пунктом 26 раздела VII договора аренды предусмотрен срок его действия на 49 лет, с 19.09.2011 по 18.09.2060 включительно. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 13.10.2011.
Согласно пункту 27 раздела VIII договора аренды спорные вопросы, возникшие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы подлежат передаче на рассмотрение Арбитражному суду Красноярского края.
По акту приема-передачи от 19.09.2011 арендодатель передал лесные участки арендатору (приложение N 5 к договору).
В приложении N 1 к договору аренды сторонами согласована схема расположения и границы лесных участков, в приложении N 2 - характеристика лесного участка и его насаждений, в приложении N 3 - цели и объемы использования лесов на арендуемых лесных участках, в приложении N 4 - сроки внесения арендной платы, приложении N 6 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках.
Согласно акту лесопатологического обследования N 36 лесных насаждений Таежинского лесничества Красноярского края от 07.07.2017 обследование проведено на общей площади 225 га, в насаждениях расположенных в арендной базе ООО "ТрансСервис" договор аренды от 19.09.2011 N 575-з.
В результате обследования установлено, что обследованные насаждения находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии - повреждены стволовыми вредителями (уссурийским полиграфом - от 18,0% до 77,5%, большим черным еловым усачом - от 7,2% до 29,8 %), поражены грибковыми болезнями (трутовик окаймленный - от 1,5% до 30,1%), на общей площади 225 га, рекомендуется проведение сплошной санитарной рубки с общим выбираемым запасом древесины в объеме 53 365 куб.м.
Меры по обеспечению возобновления: обеспечить сохранность подроста на пасеках в количестве не менее 70 % от его количества до рубки. Мероприятия, необходимые для предупреждения повреждения или поражения смежных насаждений: проведение лесопатологического обследования в прилегающих насаждениях, очистка площади от порубочных остатков - сбор порубочных остатков в кучи на погрузочные площадки с последующим сжиганием в не пожароопасный период. Сведения для расчета степени повреждения: год образования старого сухостоя - 2013; основная причина повреждения древесины - полиграф уссурийский, грибные болезни.
Ответчик утвердил акт приемки работ по наземному лесопатологическому обследованию инструментальным способом в Таежинском лесничестве от 07.07.2017, согласно которому назначение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах в квартале 124 выделах: 12, 13, 14, 16,17,19, 21, 22 Малокетского участкового лесничества на площади 225 га с выбираемым запасом древесины в объеме 53 365 куб. м соответствует Правилам санитарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Министерство письмом от 03.08.2017 N МЛХ/2-02258 разрешило КГБУ "Таежинское лесничество" проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Малокетского участкового лесничества в квартале 124 (выделы 12,13,14,16,17,19,21,22) в насаждениях, расположенных в арендной базе ООО "ТрансСервис" на общей площади 225 га с выбираемым запасом древесины в объеме 53 365 куб. м. В письме указано, что санитарно-оздоровительное мероприятие следует проводить в установленном законодательством порядке после внесения изменений в проект освоения лесов. Плату за древесину рассчитывать в соответствии с действующими ставками лесных платежей. По результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий внести изменения в лесохозяйственный регламент лесничества.
Письмом от 09.10.2017 N 119 ООО "ТрансСервис" обратилось в министерство с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 19.09.2011 N 575-з ввиду изменений качественного состояния лесных насаждений на основании результатов лесопатологического обследования (проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в форме сплошной санитарной рубки в лесах). К письму приложен проект дополнительного соглашения.
Министерство письмом от 30.10.2017 N МЛХ/5-16808 сообщило истцу об отсутствии правовых оснований для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды от 19.09.2011 N 575-з, указав, что поскольку арендная плата по договору аренды лесного участка будет увеличена в связи с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий, что относится к существенным изменениям условий аукциона и договора, у ответчика отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения до принятия решения суда.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, разрешая вопрос о возможности заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что заключение сторонами дополнительного соглашения к договору аренды обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку между истцом и ответчиком возникли разногласия при заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков, суды двух инстанций обоснованно руководствовались положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за использование лесов, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, из приведенной нормы материального права следует, что договор может быть изменен при одновременном наличии четырех условий, указанных в пункте 2 названной статьи Кодекса лишь в исключительных случаях, в ситуации непредвиденного существенного изменения обстоятельств.
Обращаясь с иском об урегулировании разногласий путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков, регламентирующего проведение сплошной санитарной рубки, истец в обоснование исковых требований ссылается на акт лесопатологического обследования лесных насаждений Таежинского лесничества Красноярского края от 07.07.2017 N 36, которым установлен факт неудовлетворительного санитарного состояния находящихся в аренде у истца лесных насаждений Малокетского лесничества Красноярского края, - лесные насаждения повреждены стволовыми вредителями (уссурийским полиграфом, большим черным еловым усачом) и грибковыми болезнями (трутовик окаймленный), в связи с чем рекомендовано проведение сплошной санитарной рубки на общей площади 225 га с общим выбираемым запасом древесины в объеме 53 365 куб. м.
Акт лесопатологического обследования от 07.07.2017 N 36, зафиксировавший неудовлетворительное состояние лесных насаждений, ответчиком утвержден и в установленном законом порядке не оспорен.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Принимая во внимание положения вышеприведенной нормы права, а также учитывая положения подпункта "ж" пункта 13 договора аренды лесных участков, установившего обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанные в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правовой обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для заготовки древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период заключения договора аренды от 19.09.2011 N 575-з), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период заключения договора аренды лесных участков от 19.09.2011 N 575-з).
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, урегулирована статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 15 названной статьи предусматривает, какие сведения должны содержаться в извещении о проведении аукциона, - в том числе, сведения о предмете аукциона, о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Таким образом, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать достоверные сведения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что санитарное и лесопатологическое состояние лесного участка в Малокетском участковом лесничестве изменилось и требуется проведение сплошной санитарной рубки.
Поскольку заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах в связи с повреждением насаждений стволовыми вредителями и грибковыми болезнями, вывод судов о необходимости урегулирования судом вопроса заключения дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, является правильным.
Руководствуясь общими положениями о договоре и его условиях, предусмотренными главой 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 421, 422, 424), а также нормами Лесного кодекса Российской Федерации в части общих положений о защите лесов, суды двух инстанций правомерно отклонили заявленный также и в кассационной жалобе довод ответчика о неверном применении к расчету арендной платы повышающего коэффициента 0,3, учитывающего степень повреждения лесных насаждений.
Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам) (часть 1); защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (часть 2); невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 в редакции, действовавшей в период рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила N 607), ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
Ухудшение санитарного и лесопатологического состояния определяется путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующем акте лесопатологического обследования, форма которого устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с показателями, содержащимися в предыдущем акте лесопатологического обследования, а в случае отсутствия такого акта - путем сопоставления с данными проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке (пункт 9 Правил N 607).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами. При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с постановлением от 22.05.2007 N 310 (пункты 12, 13 Правил N 607).
В соответствии с частью части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Постановления N 310 при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения, в том числе на коэффициент 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов.
Таким образом, Постановлением N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (договор аренды лесных участков от 19.09.2011 N 575-з и его условия, акт лесопатологического обследования от 07.07.2017 N 36) суды двух инстанций правомерно указали на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих данные о степени повреждения лесных насаждений не менее 70 %, в этой связи суды обоснованно пришли к выводу о наличии основании для применения механизма корректировки ставок согласно Постановлению N 310.
В этой связи противоположные доводы ответчика о невозможности применения понижающего коэффициента 0,3 со ссылкой на предусмотренное Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (утверждены приказом Минприроды России от 12.09.2016 N 470) право истца на проведение санитарных рубок, подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют о неправильном понимании ответчиком приведенных в настоящем постановлении норм права о защите и санитарной безопасности лесов в их системной связи с нормами об аренде лесных участков и нормами, регулирующими общие правила об аренде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций приняли во внимание, что указанные в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации условия соблюдены, возложенное на истца бремя доказывания наличия этих условий истцом исполнено.
Оснований для переоценки выводов судов двух инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Представленный в материалы дела акт лесопатологического обследования от 07.07.2017 N 36 составлен в соответствии с действующим приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" (далее - Приказ N 480), в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно не принял во внимание как не имеющий правового значения довод ответчика о том, что на момент подачи искового заявления Приказ Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 утратил силу.
Доводы ответчика о недоказанности истцом факта повреждения лесных насаждений в количестве, допускающем применение понижающего коэффициента 0,3, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Представленный в материалы дела акта лесопатологического обследования от 07.07.2017 N 36 содержит сведения о доле поврежденных деревьев; учитывая, что среднее процентное значение поврежденных деревьев достигает 70 %, суды двух инстанций обоснованно посчитали возможным применить заявленный истцом повышающий коэффициент, учитывающий степень повреждения лесных насаждений.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии понятий "доля поврежденных деревьев" и "степень поврежденных деревьев" был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе, о неправомерном отказе судом в применении повышающего коэффициента для установления арендной платы, подлежащей зачислению в краевой бюджет, не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку были предметом исследования судов двух инстанций и получили надлежащую судебную оценку.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при правильном применением норм материального и процессуального права, при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятых по делу судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 апреля 2018 года по делу N А33-28773/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.