город Иркутск |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А78-17869/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" Антоновой Е.В. (доверенность от 01.12.2017 N 55); Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю Спасской В.В. (доверенность от 23.05.2018 N 06-02-03/84/2395),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 апреля 2018 года по делу N А78-17869/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сюхунбин Е.С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Ломаков Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" (Забайкальский край, Красночикойский район, с. Черемхово, ИНН: 38-8232022, ОГРН: 1133850039861, далее - ООО "Разрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю, Управление) о признании недействительным предписания N НЗАТВ-143/3 от 29.09.2017.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года решение суда от 16 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Разрезуголь" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами норм материального права; считает, что государственный инспектор Управления превысила свои полномочия, указав в оспариваемом предписании на необходимость проведения дополнительных работ, не предусмотренных в проекте; не доказано нарушение обществом требований пункта 33 Правил охраны недр, утверждённых постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр), пункта 10 лицензионного соглашения; суды не приняли во внимание довод заявителя о том, что обществу заключением федерального бюджетного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (далее -ФБУ "ГКЗ") (протокол N 4611 от 20.04.2016) рекомендовано проводить постоянную эксплуатационную разведку с начала строительства угледобывающего предприятия; просит судебные акты отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю указывает на несостоятельность её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Разрезуголь" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления считает судебные акты законными и обоснованными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности ООО "Разрезуголь", которое является недропользователем на основании лицензии от 12.01.2015 ЧИТ 02548 ТЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на месторождении Зашуланское, участок N 1, сроком действия - до 01.01.2035.
Управлением были выявлены нарушения пункта 10 Условий пользования недрами вышеназванной лицензии (не обеспечено выполнение требований по охране недр, предусмотренных пунктом 33 Правил охраны недр в части геологического обеспечения использования участка недр, включающего опережающую эксплуатационную разведку при ведении работ, опробование горных выработок, осуществление анализов проб). Составлен акт проверки N НЗАТВ-143 от 29.09.2017.
Предписанием N НЗАТВ-143/3 от 29.09.2017 Управление обязало общество устранить выявленные нарушения, а именно в срок до 01.01.2017 организовать геологическое обеспечение работ: по проведению опережающих добычу эксплоразведочных работ; по опробованию выработок при добыче и эксплоразведке; аналитическиому исследованию угля, включая внешний контроль.
ООО "Разрезуголь" оспорило предписание в Арбитражном суде Забайкальского края.
Суды двух инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьёй 23 Закона о недрах предусмотрены основные требования по рациональному использованию и охране недр: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1); обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (пункт 2); обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (пункт 5); достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых (пункт 6).
Аналогичные положения предусмотрены Правилами охраны недр.
В пункте 2 Правил охраны недр разъяснено, что их требования являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Условий пользования недрами (с учетом изменений от 21 марта 2017 года), являющихся приложением N 1 к лицензии ЧИТ 02548 ТЭ, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр.
В соответствии с пунктом 33 Правил охраны недр геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр включает, в том числе, доразведку и опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и других условий его использования.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 N 83-р утверждено Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые) (далее - Положение N 83-р), из пункта 4.2.1 раздела 4.2 Стадия 6 "Эксплуатационная разведка" (этап III "Разведка и освоение месторождения") которого следует, что эксплуатационная разведка проводится в течение всего периода освоения месторождения с целью получения достоверных исходных данных для безопасного ведения работ, оперативного планирования горноподготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. Объектами изучения и оценки являются эксплуатационные этажи, блоки, уступы и другие участки месторождения в зависимости от принятой системы вскрытия, подготовки и отработки месторождения.
Для обеспечения рационального использования недр постоянно ведется учет потерь и разубоживания полезного ископаемого с группировкой потерь по месту их образования, определяются показатели извлечения количества полезного ископаемого и изменения его качества. Достоверность учета полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр подлежит проверке со стороны органов государственного геологического контроля и государственного горного надзора (пункт 4.2.4).
Из материалов дела следует, что при проведении должностными лицами Управления Росприроднадзора проверки было установлено, что в нарушение пункта 10 Условий пользования недрами по лицензии ЧИТ 02548 ТЭ обществом не обеспечено выполнение требований по охране недр, предусмотренных пунктом 33 Правил охраны недр, в части геологического обеспечения использования участка недр, включающего опережающую эксплуатационную разведку при ведении работ, опробование горных выработок, осуществление анализов проб.
Доводы кассационной жалобы в основном состоят в несогласии с данными выводами судов. Однако, как верно установили суды, обществом соответствующие доказательства проведения опережающей эксплуатационной разведки, опробования и аналитических исследований угля не представлены.
Судами проверены в полном объёме доводы заявителя кассационной жалобы о том, что рассмотрение и согласование порядка организации и ведения горных работ отнесено к полномочиям Ростехнадзора. Общество также указывало, что Ростехнадзор ежегодно согласовывал план развития горных работ и не выдвигал требования о проведении опережающей разведки.
Между тем, в соответствии с Положением о Забайкальском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утверждённым приказом Ростехнадзора от 28.08.2016 N 266, в полномочия данного органа в рамках государственного геологического надзора отнесены полномочия по вопросам безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами. Вопросы рационального использования недр не входят в полномочия Ростехнадзора и отнесены к полномочиям Росприроднадзора.
Заявитель кассационной жалобы, возражая против вменяемого ему нарушения пункта 33 Правил охраны недр, указывает, что в проверяемый период общество осуществляло работы в рамках проекта "Опытно-промышленная отработка", а строительство угледобывающего предприятия не было начато.
Названные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами пункта 33 Правил охраны недр. Суды в названной связи верно признали, что доразведку и опережающую эксплуатационную разведку осуществляют при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работах. Общество в 2016-2017 годах проводило горнопроходческие подготовительные и добычные работы.
Доводы общества о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства, являлись предметом проверки судов двух инстанций, которые правомерно посчитали, что оно соответствует Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утверждённому приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Оценка доказательств отвечает требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 апреля 2018 года по делу N А78-17869/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.