город Иркутск |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А33-31968/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Волобуева Николая Валерьевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2018 года по делу N А33-31968/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Петроченко Г.Г.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Волобуев Николай Валерьевич (г. Красноярск, ИНН 246900020019, ОГРН 313246831500081, далее - Глава КФХ Волобуев Н.В.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 301 305 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, выраженного в письме N 7113 от 31.08.2017, по заявлению Главы КФХ Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 408, об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2018 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Управления в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, изложенный в письме N 7113 от 31.08.2017. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения и в установленном законом порядке и действующим на момент принятия Земельным кодексом Российской Федерации осуществить процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2018 года решение суда от 28 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава КФХ Волобуев Н.В. ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части восстановительной меры; полагает, что суды неправильно применили часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не восстановили его права; указывает на то, что осуществление Управлением процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте территории должно производиться в соответствии с законодательством, действовавшим на дату обращения в Управление с заявлением об утверждении схемы, а не с законодательством, действовавшим на момент принятия судебного акта; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Глава КФХ Волобуев Н.В. 26.01.2015 обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением N 407 о предоставлении земельного участка площадью 323 414 кв. м в аренду сроком на 5 лет для деятельности фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закона N 74-ФЗ) согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка.
Глава КФХ Волобуев Н.В. 26.01.2015 обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением N 408 о предоставлении земельного участка площадью 301 305 кв. м в аренду сроком на 5 лет для деятельности фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Управление в письме N 6332 от 06.10.2015 проинформировало Главу КФХ Волобуева Н.В. по заявлениям N 407, N 408 о невозможности рассмотреть вопросы формирования и предоставления земельных участков и принять окончательное решение в связи с отсутствием информации о принадлежности или непринадлежности земель к землям Министерства обороны в целях предотвращения наложения границ на земли иных пользователей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2017 по делу N А33-5966/2016 признан незаконным отказ Управления в предоставлении Волобуеву Н.В. земельных участков, выраженный в письме N 6332 от 06.10.2015; на Управление возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявления Главы КФХ Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 407, N 408 в соответствии с законодательством. В остальной части применения восстановительной меры об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков отказано.
Письмом N 7113 от 31.08.2017 Управление отказало Главе КФХ Волобуеву Н.В. в предоставлении земельных участков, указанных в заявлениях от 26.01.2015 N 407 и N 408 от 26.01.2015 в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям Министерства обороны.
Глава КФХ Волобуев Н.В. оспорил в Арбитражном суде Красноярского края отказ Управления, выраженный в письме N 7113 от 31.08.2017, только в части предоставления земельного участка, указанного в заявлении от 25.01.2015 N 408, полагая документально не подтвержденным вывод Управления о том, что данный земельный участок относится к землям Министерства обороны Российской Федерации и лесхоза "Емельяновский", находится в аренде АО "Емельяновское".
Удовлетворяя заявление Главы КФХ Волобуева Н.В., суды двух инстанций по настоящему делу исходили из того, что Управление не доказало правомерность и обоснованность оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Главы КФХ Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 408.
Повторно рассматривая заявление Волобуева Н.В. от 26.01.2015, Управление в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ должно было выяснить принадлежность земель и разрешить вопрос о предоставлении земельных участков в установленном законом порядке.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с избранной судами восстановительной мерой, а именно возложением на Управление обязанности устранить допущенные нарушения: в установленном законом порядке и действующем на момент принятия Земельным кодексом Российской Федерации осуществить процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по мотивам, содержащиеся в кассационной жалобе.
Проверка доводов заявителя кассационной жалобы показала правильность оценки восстановительной меры судом апелляционной инстанции, указавшим следующее.
Суд первой инстанции при определении восстановительной меры обоснованно признал, что поскольку довод Управления об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям Министерства обороны или иным пользователям не подтвержден документально, указанный вопрос о принадлежности земель должен быть рассмотрен уполномоченным органом при осуществлении процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном действующим Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае, как установили суды, поскольку схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченным органом по состоянию на 01.03.2015 не утверждена, положения пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального законаN 171-ФЗ) при рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка применению не подлежат.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что на момент его обращения в Управление с заявлением от 26.01.2015 N 408 для крестьянского (фермерского) хозяйства действовал специальный льготный порядок предоставления земельных участков бесплатно без проведения аукциона, что вытекает из статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение об утверждении (или об отказе) в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане подлежало принятию Управлением в течение месяца с даты обращения Главы КФХ Волобуева Н.В., то есть до 26.02.2015 (до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон N 74-ФЗ (01.03.2015).В случае своевременного утверждения схемы (не рассмотрение и не утверждение которой незаконными признал арбитражный суд по делу N А33-5966/2016 и по настоящему делу) у заявителя было право на приобретение земельного участка в аренду по нормам, действующим до 01.03.2015.
Названные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако, учтены быть не могут как не свидетельствующие о неправильном применении судами вышеуказанных положений статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, исключающих возможность применения пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ) после 01.03.2015 в случае, если схема расположения испрашиваемого земельного участка на дату 01.03.2015 не была утверждена.
У суда кассационной инстанции в соответствии с его полномочиями, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для переоценки вышеизложенных выводов судов двух инстанций.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2018 года по делу N А33-31968/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.