Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф02-5302/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А33-31968/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Волобуева Н.В.,
от ответчика (МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района") - Засиевой Н.Э., представителя по доверенности от 26.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Волобуева Николая Валерьевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" апреля 2018 года по делу N А33-31968/2017, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Волобуев Николай Валерьевич ИНН 246900020019, ОГРН 313246831500081 (далее - заявитель, Волобуев Н.В.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" ИНН 2411001082, ОГРН 1022400663581 (далее -управление) о признании незаконным решения об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 301 305 кв.м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, выраженного в письме от 31.08.2017 N 7113 по заявлению Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 408, об обязании управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "28" апреля 2018 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ управления в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в письме от 31.08.2017 N 7113. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения и в установленном законом порядке и действующим на момент принятия Земельным кодексом Российской Федерации осуществить процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
Волобуев Н.В. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части определения судом восстановительной меры, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит следующие доводы:
- правоотношения с управлением по предоставлению земельного участка, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка, возникли с момента обращения в управление с заявлением 26.01.2015, и регулируются нормами законодательства, действующими на тот момент;
- решение об утверждении (или об отказе) в утверждении схемы расположения земельного участка должно быть принято управлением в течение месяца с даты обращения;
- незаконное и несвоевременное решение управления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка нарушило право заявителя на приобретение земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в льготном порядке в соответствие с положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06. 2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), действовавшими до 01.03.2015.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, а также с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа в утверждении и выдаче схемы земельного участка, так как земельный участок, который просит предоставить заявитель, налагается на земельные участки, находящиеся в пользовании (принадлежащие) другим лицам. В связи с этим представитель управления просит решение суда отменить и в удовлетворении требования Волобуеву Н.В. отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии возражений представителя управления законность и обоснованность решения суда проверяются в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Волобуев Н.В. 11.11.2013 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявитель 26.01.2015 обратился в Администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением N 407 о предоставлении земельного участка площадью 323 414 кв.м в аренду сроком на 5 лет для деятельности фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Закона N74-ФЗ согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка.
Также, заявитель 26.01.2015, обратился в Администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением N 408 о предоставлении земельного участка площадью 301 305 кв.м в аренду сроком на 5 лет для деятельности фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка.
Управление в письме от 06.10.2015 N 6332 проинформировало Волобуева Н.В. по заявлениям N 407, 408 о невозможности рассмотреть вопросы формирования и предоставления земельных участков и принятии окончательного решения в связи с отсутствием информации о принадлежности или непринадлежности земель к землям министерства обороны в целях предотвращения наложения границ на земли иных пользователей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2017 по делу N А33-5966/2016 признан незаконным отказ управления в предоставлении Волобуеву Н.В. земельных участков, выраженный в письме от 06.10.2015 N 6332; на управление возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявления Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 407, N 408 в соответствии с законодательством. В остальной части применения восстановительной меры об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков отказано.
Письмом от 31.08.2017 N 7113 управление отказало Волобуеву Н.В. в предоставлении земельных участков, указанных в заявлениях от 26.01.2015 N 407 и N 408 от 26.01.2015, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям министерства обороны.
Заявитель в судебном порядке оспаривает отказ управления, выраженный в письме от 31.08.2017 N 7113, только в части предоставления земельного участка, указанного в заявлении от 25.01.2015 N 408, полагая документально не подтвержденным вывод управления о том, что данный земельный участок относится к землям Министерства обороны Российской Федерации и лесхоза "Емельяновский", находится в аренде АО "Емельяновское".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.2.22 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", утвержденным постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 29.12.2012 N 3935, управление распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Емельяновского района, поэтому оспариваемый отказ принят управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности был регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Названная норма являлась специальной и устанавливала процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ранее действовавшей статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии статьей 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из письма от 31.08.2017 N 7113 управлением в рамках исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2017 по делу N А33-5966/2016, направлены письма в адрес ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Тыва, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ООО "Емельяновское" о принадлежности испрашиваемых земельных участков к имуществу Министерства обороны РФ и землям фонда перераспределения АО "Емельяновское".
Из ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России поступило письмо от 17.08.2017 N 141/5/9/14403, согласно которому испрашиваемые земельные участки входят в границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 09.12.2013 по делу N А33-7040/2012.
Из Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Тыва поступило письмо, которым рекомендовано обратиться в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России за получением испрашиваемой информации.
Из Управления Росреестра по Красноярскому краю поступил ответ от18.07.2017 N 49/17787 с содержанием картографического материала.
В оспариваемом отказе управлением также указано, что часть земельного участка, испрашиваемого в заявлении N 408 от 26.01.2015 ранее, до вынесения Арбитражным судом Красноярского края решения от 09.12.2013 по делу N А33-7040/2012, находилась в аренде АО "Емельяновское", другая часть относилась к лесхозу "Емельяновский".
Указанные ответы послужили основанием для выводов управления об отнесении испрашиваемого по заявлению от 26.01.2015 N 408 земельного участка к землям Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем, повторно рассматривая заявление Волобуева Н.В. от 26.01.2015 управление в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ должно было выяснить принадлежность земель и разрешить вопрос о предоставлении земельных участков в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что оспариваемый отказ управления не содержит правового и документального обоснования, указанные в отказе письма содержат лишь определенную информацию, которая документально не подтверждена.
При этом управлением не представлены выписки из ЕГРН, земельного кадастра, распоряжения, договоры или акты, иные документы о зарегистрированных или иных правах других лиц на испрашиваемый земельный участок.
Представленная заявителем в приложении к заявлению от 26.01.2015 N 408 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал N 24:11:0210108), составленная ООО "Красноярский геодезический центр", не содержит сведений о нахождении в данном кадастровом квартале земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 (предоставленном Министерству обороны Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 09.12.2013 по делу N А33-7040/2012), и, соответственно, о наложении границ испрашиваемого Волобуевым Н.В. земельного участка и земельного участка, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, управление не доказало правомерность и обоснованность оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению Волобуева Н.В. от 26.01.2015 N 408.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное требование в связи с незаконностью оспариваемого отказа и нарушением им прав заявителя на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с признанием оспариваемого отказа незаконным в соответствии с пунктом 3 части 4 указанной статьи в резолютивной части решения должно быть указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции при определении восстановительной меры обоснованно указал, что поскольку довод управления об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям министерства обороны или иным пользователям не подтвержден документально, указанный вопрос о принадлежности земель должен быть рассмотрен уполномоченным органом при осуществлении процедуры утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном действующим Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Также судом первой инстанции учтено, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Поскольку схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченным органом по состоянию на 01.03.2015 не утверждена, положения пункта 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) при рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка применению не подлежат.
В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что процедуры рассмотрения и утверждения схемы, дальнейшее предоставление земельного участка должно осуществляться с учетом действующего земельного законодательства.
С учетом изложенного судом первой инстанции восстановительные меры приняты с учетом установленных обстоятельств дела и действующего законодательства, направлены на устранение нарушенных прав заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" апреля 2018 года по делу N А33-31968/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.