город Иркутск |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А33-14392/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ачинске Красноярского края на определение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2018 года по делу N А33-14392/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Щелокова О.С., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н.),
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с муниципального унитарного предприятия "Жилищный комплекс" (ИНН 2443045149, ОГРН 1152443000148, далее - предприятие) 1500 рублей штрафа за нарушение законодательства при представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август, сентябрь 2016 года и январь 2017 года.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2018 года в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 года определение суда от 05 июня 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены нормы материального права. В соответствии с абзацем 19 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Управление вправе привлечь страхователя за нарушение законодательства по линии персонифицированного учета в течение 3-х лет с момента обнаружения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена проверка представленных предприятием сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за август, сентябрь 2016 года и за январь 2017 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями от 12.10.2017 N 205S19170017568 (за август 2016 года), от 12.10.2017 N 205S19170017567 (за сентябрь 2016 года), от 12.10.2017 N 205S19170017566 (за январь 2017 года) предприятие к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Страхователю направлены требования от 16.11.2017 N 205S01170431591, от 16.11.2017 N 205S01170431590 и от 16.11.2017 N 205S01170431589 об уплате штрафа в срок до 09.12.2017.
В связи с неисполнением предприятием требования в установленный срок, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в сумме 1 500 рублей.
Суды пришли к выводу, что поскольку пропущен срок на обращение в суд с названным заявлением, то из представленных документов усматривается наличие спора о праве, в связи с чем имеются основания для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными исходя из следующего.
Суды верно применили положения пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве".
В соответствии с частями 3, 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Ранее (до 31.12.2016) аналогичное правовое регулирование устанавливалось в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Аналогичным образом, до 31.12.2016 процедура привлечения к ответственности в части, не урегулированной Законом N 27-ФЗ, определялись положениями Закона N 212-ФЗ, а с 01.01.2017 - статьей 17 Закона N 27-ФЗ и в части, не урегулированной данным нормативным правовым актом - положениями законодательства о налогах и сборах.
Оценив представленные доказательства, суды установили, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за август и сентябрь 2016 представлены предприятием 26.01.2017, срок на взыскание санкций в судебном порядке истек 21.02.2018, индивидуальные сведения о застрахованных лицах за январь 2017 года представлены предприятием в фонд 17.02.2017, срок на взыскание санкций в судебном порядке истек 12.03.2018, управление обратилось заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке 29.05.2018, то есть с пропуском совокупного срока для обращения с таким требованием в арбитражный суд.
С учетом изложенного суды в рассматриваемом случае правомерно отказали в принятии заявления о выдаче приказа.
Довод учреждения о том, что статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности, не может быть принят во внимание, поскольку данный срок не относится к сроку давности взыскания задолженности по финансовым санкциям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2018 года по делу N А33-14392/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Ранее (до 31.12.2016) аналогичное правовое регулирование устанавливалось в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Аналогичным образом, до 31.12.2016 процедура привлечения к ответственности в части, не урегулированной Законом N 27-ФЗ, определялись положениями Закона N 212-ФЗ, а с 01.01.2017 - статьей 17 Закона N 27-ФЗ и в части, не урегулированной данным нормативным правовым актом - положениями законодательства о налогах и сборах.
...
Довод учреждения о том, что статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности, не может быть принят во внимание, поскольку данный срок не относится к сроку давности взыскания задолженности по финансовым санкциям."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф02-5294/18 по делу N А33-14392/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5294/18
22.08.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4421/18
27.06.2018 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3563/18
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-14392/18