город Иркутск |
|
21 ноября 2018 г. |
Дело N А58-280/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2018 года по делу N А58-280/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гуляева А.В.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
Окружная администрация города Якутска (ОГРН: 1031402045124, ИНН: 1435133907, г. Якутск; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402066079, ИНН: 1435027673, г. Якутск;
далее - министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 97 697 376 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права (пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), пункты 13, 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя кассационной жалобы, на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.12.2009 N 1735 "О компенсационных выплатах на питание обучающимся из малообеспеченных семей государственных общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия)" (далее - указ N 1735) ответчик должен был предоставлять истцу 31,5 рубля в день на питание каждого учащегося муниципальных образовательных учреждений из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей, и лишь оставшаяся часть в размере 22,5 рублей должна была идти из средств администрации в силу Положения о порядке исполнения полномочий в области общего среднего, дошкольного, дополнительного образования, финансировании муниципальных образовательных учреждений городского округа "город Якутск", утвержденного решением Якутской городской думы от 29.04.2010 N РЯГД-25-7 (далее - положение N РЯГД-25-7).
Истец утверждает, что министерство обязано компенсировать расходы администрации по обеспечению школьным питанием учащихся из малообеспеченных семей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу министерство против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, указом N 1735 с 1 января 2010 года обучающимся из малообеспеченных семей государственных общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) установлена выплата из средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) из расчета на одного обучающегося в день для территорий с районным коэффициентом 1,7 - 31,5 рублей.
Положением N РЯГД-25-7 установлены категории учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставляется компенсация на питание из расчета 54 рубля в день за счет средств бюджета города Якутска.
По информации управления образования администрации в 2016 году компенсация на питание детям из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей предоставлена на сумму 79 430 979 рублей (8 552 учеников муниципальных общеобразовательных учреждений), в 2017 году - на сумму 88 050 240 рублей (9 480 учеников).
Полагая, что обязанность по компенсации расходов, понесенных на обеспечение питанием учащихся из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей в 2016 - 2017 годах (из расчета 31,5 рублей на одного обучающегося), лежит на министерстве, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовались пунктами "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статьями 8, 37 Федерального закона N 273-ФЗ и исходили из недоказанности администрацией наличия совокупности условий наступления ответственности за причинение убытков.
Выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда являются правомерными и обоснованными в вязи со следующим.
Предметом иска являются требования о взыскании с министерства денежных средств в возмещение расходов, которые понесла администрация на обеспечение школьным питанием учеников муниципальных общеобразовательных учреждений из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей.
Исходя из положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В предмет доказывания по настоящему делу подлежит включению факт недобросовестного поведения ответчика - министерства, в результате которого истцу причинены убытки.
Как следует из материалов дела, недобросовестность поведения министерства истец связывает с принятием на себя расходов по компенсации денежных средств на питание учеников в размере 31,5 рублей на каждого обучающегося.
Вместе с тем, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, расходы администрации связаны с принятием представительным органом местного самоуправления решения о предоставлении компенсации на питание учащимся за счет средств бюджета города.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Частью 4 данной статьи установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Исходя из пунктов 2, 8 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ, обучающиеся обеспечиваются питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Также нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами могут быть предоставлены иные меры социальной поддержки.
Указом N 1735 с 1 января 2010 года обучающимся из малообеспеченных семей государственных общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) установлена выплата на питание из средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункты 1, 4 указа). Положением N РЯГД-25-7 предусмотрена компенсация на питание для отдельных категорий учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений за счет средств бюджета города Якутска (пункт 13 положения).
С учетом изложенного при рассмотрении дела и принятии судебных актов суды пришли к правильному выводу о том, что финансирование расходов на питание для отдельных категорий учащихся муниципальных общеобразовательных организаций является расходным обязательством органов местного самоуправления. Факт недобросовестности поведения министерства истцом не доказан.
Какие - либо нормативно правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки в виде компенсации на питание для указанных категорий обучающихся, отсутствуют.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2018 года по делу N А58-280/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2018 года по делу N А58-280/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.