город Иркутск |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А19-4827/2017 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Загвоздин В.Д., действующий на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке взаимозаменяемости судьи Соколовой Л.М.,
рассмотрев кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года по делу N А19-4827/2017, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы,
установил:
Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области (далее - министерство) обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года по делу N А19-4827/2017.
Кассационная жалоба подлежит возвращению заявителю по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Согласно части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме.
Обжалуемое решение принято 18 сентября 2017 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года апелляционная жалоба министерства возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в восстановлении срока на подачу жалобы.
Следовательно, срок кассационного обжалования решения истек 18 декабря 2017 года.
Из материалов дела следует, что кассационная жалоба направлена министерством в Арбитражный суд Иркутской области посредством использования системы "Мой арбитр" 13.02.2018, то есть с пропуском установленного процессуальным законодательством срока.
Согласно части 2 статьи 117, части 2 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 276, 291.2 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно взаимосвязаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий (своевременной подаче жалобы в суд).
Министерством к жалобе приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы обоснованное тем, что заверенная копия решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года в адрес заявителя не поступала. Также министерство ссылается на затрудненность отслеживания движения судебных дел, поскольку в производстве министерства находятся сотни судебных споров.
Между тем указанные министерством причины пропуска процессуального срока не могут быть признаны не зависящими от лица, обратившегося с такой жалобой, в силу следующего.
Поскольку организация работы сотрудников юридического отдела министерства и соотношение количества судебных дел, имеющихся в производстве, зависит от штатного расписания министерства, то указанные проблемы заявителя относятся к внутренним организационным проблемам министерства и не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока на подачу кассационной жалобы (абзац 5 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках").
Приведенный заявителем кассационной жалобы довод о необходимости получения им решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года в полном объеме подлежит отклонению, поскольку в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации течение срока на обжалование судебного акта начинается на следующий день после дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, а не с момента получения заявителем копии судебного акта.
Текст решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года опубликован в сети Интернет на сайте арбитражных судов Российской Федерации www.kad.arbitr.ru 19.09.2017 в 13:59:21 (МСК). Именно эту копию прилагало министерство при подаче апелляционной и кассационной жалоб на указанное решение.
Из материалов дела также усматривается, что представитель министерства присутствовал в судебном заседании Арбитражного суда Иркутской области 11 сентября 2017 года при объявлении резолютивной части оспариваемого решения.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности министерства о результатах рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также о наличии действительной возможности и достаточного времени для подготовки кассационной жалобы и подачи её в арбитражный суд.
Более того, суд кассационной инстанции обращает внимание заявителя на то, что апелляционная, а также кассационная жалобы направлены министерством со значительным нарушением процессуальных сроков на их подачу (по прошествии двух месяцев в обоих случаях).
Факт возврата в настоящем деле апелляционной жалобы, поданной со значительным пропуском срока на её подачу, о наличии оснований для восстановления срока на подачу кассационной жалобы не свидетельствует.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что заявитель имел действительную возможность подготовить и направить в установленный процессуальным законодательством срок в арбитражный суд жалобу и документы к ней.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае заявитель не проявил разумную осмотрительность и внимательность для предотвращения наступления негативных действий.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что указанные заявителем причины пропуска срока подачи жалобы не являются уважительными и в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока следует отказать.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что кассационная жалоба подана по истечении срока подачи кассационной жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано.
Так как кассационная жалоба с приложениями была представлена министерством в суд кассационной инстанции в электронном виде через систему "Мой Арбитр", указанные документы заявителю с настоящим определением не направляются.
Руководствуясь статьями 184, 185, 281, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. В удовлетворении ходатайства Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы отказать.
2. Кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2017 года по делу N А19-4827/2017 и приложенные к ней документы возвратить заявителю.
3. Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения, в порядке, установленном статьей 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.