г. Чита |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А19-4827/2017 |
Судья Четвертого арбитражного апелляционного суда Капустина Л.В., рассмотрев вопрос о принятии апелляционной жалобы ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2017 по делу N А19-4827/2017 по иску Администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, адрес: 665708, Иркутская область, г. Братск, н.п. Центральный, проспект Ленина, д. 37) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, адрес: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А) о взыскании 2 540 000 руб.,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986,адрес: 664073, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2),
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Иркутской области (далее - заявитель) обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2017 по делу N А19-4827/2017. С жалобой ответчик заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется в связи со следующим.
Согласно статье 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начало течения срока на подачу апелляционной жалобы связано с датой принятия обжалуемого решения.
Исходя из указанной нормы, срок на подачу апелляционной жалобы на оспариваемый судебный акт истек 18.10.2017.
Апелляционная жалоба направлена в суд первой инстанции по почте 25.12.2017, что подтверждается оттиском штампа Почты России.
Таким образом, жалоба подана за пределами установленного законом срока на обжалование.
В соответствии с частью 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции.
Предусмотренный срок на обжалование судебных актов арбитражного суда обусловлен необходимостью гарантировать правовую определенность в спорных материальных правоотношениях и стабильность гражданского оборота. Произвольный подход к законно установленным последствиям пропуска данного срока приведет к нарушению предусмотренного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и опосредованного положениями статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, и, как следствие, применительно к данной ситуации, к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 названного Кодекса предельно допустимые сроки для восстановления.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать жалобу.
В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока на обжалование решения суда заявитель жалобы сослался на не получение копии обжалуемого судебного акта, загруженность сотрудников юридического отдела Министерства финансов Иркутской области и потому отсутствие возможности отслеживания движения дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы заявителя апелляционной жалобы не приняты ввиду следующего.
Осведомленность заявителя жалобы об обжалуемом судебном акте следует из протокола судебного заседания от 11.09.2017 (т. 2 л.д. 100), в котором ответчик непосредственно принимал участие.
Текст обжалуемого решения опубликован на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 19.09.2017.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Схожий правовой подход сформулирован в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках".
Следовательно, загруженность сотрудников юридического отдела Министерства финансов Иркутской области не является уважительной причиной пропуска процессуального срока. Данное обстоятельство не является обстоятельством, не зависящим от заявителя, которое препятствовало подаче апелляционной жалобы, потому не может послужить основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока апелляционная жалоба в силу пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю.
Частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В данном случае заявитель жалобы несет риск несвоевременной подачи апелляционной жалобы в отсутствие к тому уважительных причин или иных не зависящих от него причин.
Руководствуясь частью 4 статьи 259, пунктом 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказать.
Апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2017 по делу N А19-4827/2017 возвратить.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Капустина Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4827/2017
Истец: Администрация муниципального образования города Братска
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области