город Иркутск |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А33-1087/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2018 года по делу N А33-1087/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куликова Д.С.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Малышева Антонина Евгеньевна (ОГРН 316246800060211; ИНН 270605815175; г. Красноярск; далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - управление) о признании незаконным, как не соответствующим требованиям подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10, подпункта 1 пункта 5, пункта 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), бездействия управления, выразившегося: в оставлении без рассмотрения в части заявления без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017), дополненного письмом N 19 от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017), и непринятии по нему в установленный срок решения о предоставлении заявителю в срочное безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 6 лет расположенных в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемых 19 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, (далее - испрашиваемые земельные участки) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности; в не предоставлении (уклонении от предоставления) в установленный срок заявителю в срочное безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 6 лет указанных в заявлении без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) испрашиваемых земельных участков. В порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в целях устранения (восстановления) нарушенного права обязать управление осуществить предусмотренные подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10, подпунктом 1 пункта 5, пункта 6 статьи 39.17 ЗК РФ меры по устранению (восстановлению) допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, в том числе в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения совершить следующие действия: принять решение (издать распорядительный акт) о предоставлении заявителю в срочное безвозмездное пользования без проведения торгов сроком на 6 лет указанных в заявлении без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) испрашиваемых земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности; подготовить проекты договоров безвозмездного пользования земельным участком с заявителем на условиях срочного безвозмездного пользования земельным участком без проведения торгов сроком на 6 лет по указанным в заявлении без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) испрашиваемым земельным участкам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности; заключить с заявителем на условиях срочного безвозмездного пользования земельным участком без проведения торгов сроком на 6 лет договоры безвозмездного пользования земельным участком по указанным в заявлении без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) испрашиваемым земельным участкам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности, для чего подписать указанные проекты договоров и направить их в адрес заявителя, обеспечить после заключения данных договоров необходимые действия по государственной регистрации права в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в оставлении без рассмотрения в части заявления без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017), дополненного письмом N 19 от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017), и в не принятии по нему в установленный срок решения о предоставлении заявителю в срочное безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 6 лет испрашиваемых земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности. На управление возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения устранить нарушенные права и законные интересы заявителя путем принятия решения (издания распорядительного акта) о предоставлении в срочное безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 6 лет испрашиваемых земельных участков, а также подготовки и направления в адрес заявителя подписанных проектов договоров безвозмездного пользования земельным участком на условиях срочного безвозмездного пользования земельным участком без проведения торгов сроком на 6 лет в отношении указанных земельных участков. В удовлетворении требований к Росимуществу отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального права, а именно статей 39.10, 39.14 ЗК РФ, поскольку управление не уполномочено принимать решение о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков площадью более десяти гектаров, такие решения принимает Росимущество; управление после получения заявления о предоставлении земельных участков в рамках своей компетенции осуществило все предусмотренные законом действия, направленные на предоставление заявителю земельных участков, следовательно, не допустило противоправного бездействия; судами не дана оценка доводу управления о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 24:06:4502003:0085 объекта капитального строительства, что препятствует предоставлению данного участка.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просила оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения. Также до начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (извещения; информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru, в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявлением от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) заявитель обратился в управление о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, в том числе с кадастровым номером 24:06:4502003:0085 площадью 313582 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0040 площадью 925768 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0036 площадью 503815 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0034 площадью 463178 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:0014 площадью 1430184 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:0009 площадью 978717 кв.м, кадастровым номером 24:06:4502003:0087 площадью 153190 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:0012 площадью 1383591 кв.м, кадастровым номером 24:06:4502003:0088 площадью 227034 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0041 площадью 628286 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0037 площадью 1850195 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0044 площадью 1261022 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0043 площадью 1496945 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:0035 площадью 865422 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:0010 площадью 1308386 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:0008 площадью 103382 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501001:30 площадью 390854 кв.м, кадастровым номером 24:06:4501002:105 площадью 208754 кв.м, кадастровым номером 24:06:4502003:0097 площадью 216244 кв.м; кадастровыми номерами 24:06:4502003:91, 24:06:4501002:38, 24:06:4501002:33, 24:06:4501001:4, 24:06:4501001:15, 24:06:4501001:13, 24:06:4502001:144. Цель использования: осуществление сельскохозяйственной деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Повторным письмом N 19 от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) заявитель обратился в управление, изложив правовые основания предоставления земельных участков в срочное безвозмездное пользование без торгов.
Письмом N 20 от 11.09.2017 (вх. N 13743 от 11.09.2017) заявитель обратился в управление с просьбой ответить на письмо N 19 от 21.06.2017.
Росимуществом управлению дано поручение N ЕП-10/42540 от 07.11.2017, в котором поручено: в отсутствие в акте обследования от 03.05.2017 информации о проведении и результатах обследования земельных участков с кадастровыми номерами 24:06:4502003:87, 24:06:4501002:36, 24:06:4501002:41, 24:06:4501002:44, 24:06:4501002:43, 24:06:4501002:105, 24:06:4501002:37, 24:06:4501001:30, при подходящих погодных условиях провести их обследование с фотофиксацией и представить в Росимущество материалы обследования с необходимыми пояснениями, содержащими информацию о фактическом использовании данных земельных участков; представить отчет об исполнении поручений N 1111-10/35003 от 22.08.2016, N ВВ-10/49185 от 25.11.2016, N ЕГ-10/2977 от 30.01.2017; обеспечить рассмотрение вопроса о вовлечении в хозяйственный оборот федеральных земельных участков с кадастровыми номерами 24:06:4502003:91, 10 А33-1087/2018 24:06:4501002:38, 24:06:4501002:33, 24:06:4501001:4, 24:06:4501001:15, 24:06:4501001:13, 24:06:4502001:144 путем заключения договора безвозмездного пользования в порядке, установленном действующим законодательством, сроком не более чем шесть лет; представить отчет о ходе исполнения настоящего поручения с приложением подтверждающих документов, в том числе копии зарегистрированного договора безвозмездного пользования.
Между управлением (ссудодатель) и заявителем (ссудополучатель) в соответствии с поручением Росимущества N ЕП-10/42540 от 07.11.2017 и распоряжением управления N 08-461р от 29.11.2017 подписан договор безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности, N 02 от 29.11.2017, согласно пункту 1.1. которого ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельные участки с кадастровыми номерами 24:06:4502003:91, 24:06:4501002:38, 24:06:4501002:33, 24:06:4501001:4, 24:06:4501001:15, 24:06:4501001:13, 24:06:4502001:144.
Ссылаясь на то, что бездействие управления, выразившееся в оставлении без рассмотрения в части заявления без номера от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017), дополненного письмом N 19 от 21.06.2017 (вх. N 8730 от 22.06.2017) и не принятии по нему в установленный срок решения о предоставлении заявителю в срочное безвозмездное пользование без проведения торгов сроком на 6 лет испрашиваемых земельных участков нарушает права и законные интересы главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования в вышеуказанной части, суд первой инстанции исходил из доказанности факта противоправного бездействия управления, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании бездействия управления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела в силу статьи 14.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет на территории, в том числе Боготольского района Красноярского края.
Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом (пункт 1 статьи 39.10 ЗК РФ).
В силу требований статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 N 166), установлено, что при предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора безвозмездного пользования земельным участком срок предоставления государственной услуги не должен превышать 60 дней со дня поступления заявления в территориальный орган Росимущества.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также пунктом 76 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утв. приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), пунктами 1, 4, 4.1.14., 4.1.30. Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 455), исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявление от 21.06.2017 о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, письмо N 19 от 21.06.2017, письмо N 20 от 11.09.2017, поручение Росимущества N ЕП-10/42540 от 07.11.2017, распоряжение N 08-461р от 29.11.2017, договор N 02 от 29.11.2017 безвозмездного пользования земельными участками, судебными инстанциями сделан правильный вывод о нарушении управлением требований пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, выразившемся в не принятии в установленный срок одного из предусмотренных данной нормой решений.
Доказательств обратного управлением в нарушение статей 65, 200 АПК РФ в ходе судебного разбирательства не представлено.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о наличии предусмотренных статьёй 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого бездействия.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы управления, заявленные также в кассационной жалобе, об отсутствии у него полномочий по заключению договоров безвозмездного пользования земельными участками площадью более десяти гектаров, а также по принятию решения о заключении договора безвозмездного пользования, так как площадь каждого из испрашиваемых заявителем 19 земельных участков более десяти гектаров, обоснованно отклонены судами, равно как и доводы о совершении управлением определенных действий по заявлению от 21.06.2017 о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков (направление в адрес Росимущества пакета документов; принятие распоряжения N 08-461р от 29.11.2017 "О передаче земельных участков федеральной собственности с кадастровыми номерами: 24:06:4502003:91, 24:06:4501002:38, 24:06:4501002:33, 24:06:4501001:4, 24:06:4501001:15, 24:06:4501001:13, 24:06:4502001:144 в безвозмездное пользование главе крестьянского (фермерского) хозяйства А.Н. Малышевой"; заключение договора N 02 от 29.11.2017 безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности; проведение мероприятий по извещению о проведении аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в ГАУ "РГ "Земля Боготольская" N 43 от 01.11.2017, ГАУ "РГ "Новое Время" N 44 от 04.11.2017, на информационном портале torgi.gov.ru, www.rosim.ru. tu24.rosim.ru - 01.11.2017), поскольку данные обстоятельства не освобождают управление от необходимости соблюдения требований пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в отношении всех испрашиваемых заявителем земельных участков; распоряжение N 08-461р от 29.11.2017 принято и договор N 02 от 29.11.2017 заключен в отношении иных земельных участков, указанных заявителем в заявлении от 21.06.2017, помимо испрашиваемых 19 земельных участков.
Кроме того, как верно указали суды, внутриведомственные отношения между Росимуществом и его территориальными органами не могут влиять на обязанности управления, связанные с необходимостью соблюдения им организационных правил, регулирующих внутриорганизационные отношения, не могут влиять на его взаимоотношения с третьими лицами, обратившимися в установленном порядке за совершением действий, предусмотренных законом. Такие действия должны быть совершены в предусмотренный законом срок.
Довод кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:06:4502003:0085 не может быть предоставлен заявителю, поскольку в его границах расположен объект капитального строительства, также подлежит отклонению ввиду того, что данное обстоятельство не входило в предмет судебного исследования, исходя из предмета и существа заявленных требований; кроме того, управлением мотивированного решения об отказе в предоставлении данного земельного участка по указанному основанию не выносилось.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2018 года по делу N А33-1087/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.