город Иркутск |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А33-18808/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Шелега Д.И., Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Дранишникова Э. А. секретарь судебного заседания Снытко Е. А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" - Меренкова О. В. (доверенность от 25.10.2016); общества с ограниченной ответственностью "Проектстандартстрой": Ждановой Н. С. (доверенность от 25.01.2018), Мирочника Д. А. (доверенность от 07.06.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2017 года по делу N А33-18808/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Петроченко Г. Г., суд апелляционной инстанции: Морозова Н. А., Борисов Г. Н., Иванцова О. А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ОГРН 111246807742; ИНН 2463233503; г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство природных ресурсов) о признании незаконным и отмене приказа N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, общество с ограниченной ответственностью "Проектстандартстрой" (далее - ООО "Проектстандартстрой"), ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее - кадастровая палата).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2017 года, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на правопреемника - Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела неверно применены положения статей 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судами не учтено, что, согласно указанным нормам при образовании земельных участков из уже находящегося в аренде другого участка обязательно получение согласия арендатора; в обжалуемом постановлении суд апелляционной инстанции сослался на неверную редакцию статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), поскольку указанный в ней Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) на дату издания оспариваемого приказа не действовал; судами не принято во внимание, что выделение части земельного участка для предоставления в аренду ООО "Проектстандартстрой" нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует использовать арендуемый им земельный участок земель лесного фонда в соответствии с проектом освоения лесов, препятствует в будущем созданию объектов лесной инфраструктуры.
Министерство и ООО "Проектстандартстрой" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просили оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители общества и ООО "Проектстандартстрой" поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 14 по 21 марта 2018 года до 11 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
После перерыва представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Манская Запань" (арендатор) заключен договор аренды N 49/р от 22.10.2008 лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га, расположенного: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 28, 37), с кадастровым номером 24:46:103002:65 (далее - лесной участок).
На основании договора уступки прав и обязанностей от 15.10.2015 права арендатора по договору аренды лесного участка N 49/р от 22.10.2008 перешли к обществу.
Лесной участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 находится в аренде общества в целях осуществления рекреационной деятельности.
09.07.2015 ООО "Стандарт" (впоследствии ООО "Проектстандартстрой") обратилось в Министерство природных ресурсов с заявлением об образовании лесных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 1,8413 га защитных лесов, расположенных: Красноярский край, МО г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 (часть выдела 2, 9, 10, 16, 37) для дальнейшего предоставления в аренду сроком на 49 лет для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (подъездная автомобильная дорога), в соответствии с разработанными актами натурного технического обследования. Лесные участки необходимы для строительства подъездной автомобильной дороги. К письму прилагались акты натурнотехнического обследования, подписанные руководителем КГБУ "Красноярское лесничество" и таксационное описание лесных насаждений.
Приказом Министерства природных ресурсов N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 образована часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 площадью 0,628 га (6280 кв.м), отнесенная к защитным лесам, расположенная: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37).
По договору аренды лесных участков N 149 от 17.03.2016, подписанным на основании приказа Министерства природных ресурсов N 5/644-од от 21.12.2015, ООО "Проектстандартстрой" передан в аренду, в том числе и лесной участок площадью 0,6280 га защитных лесов, местоположение Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 части выделов 2, 9, 10, 16, 37, с кадастровым номером 24:46:103002:65 (учетный номер части 1).
Письмом N л/1-432 от 28.09.2016 Министерство природных ресурсов сообщило обществу, что Приказ N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 служит основанием для формирования и постановки на государственный кадастровый учет части участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65, прав пользования частью участка не дает.
Согласно письма Министерства природных ресурсов N л/1-3002 от 23.09.2016 часть территории государственного лесного фонда в квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества КГБУ "Красноярское лесничество", общей площадью 1,8413 га, предоставлена в 2016 году в пользование по договору аренды лесного участка ООО "Проектстандартстрой" для использования в целях строительства, реконструкции и эксплуатации подъездной автомобильной дороги. К указанному договору лесопользователем разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение, в министерство представлена лесная декларация на использование лесов в 2016-2017 гг.
Согласно пояснениям кадастровой палаты, 18.09.2015 на кадастровый учет поставлена часть земельного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65 с присвоением кадастрового номера 24:46:1203002:65/1, площадью 6280 кв.м, местоположением: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале N 7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 37), предназначенная для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на основании заявления ТУ ФАУГИ в Красноярском крае и межевого плана, представленного в форме электронного в форме электронного документа. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об ограничениях (обременениях) прав в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 общества (N24-24/007-24/007/001/2015-5141/3 от 03.12.2015) и ООО "Проектстандартстрой" (N24-24/001-24/001/059/2016-3419/3 от 21.04.2016).
Издание Министерством природных ресурсов приказа N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Министерства природных ресурсов по изданию оспариваемого акта нарушений норм лесного и земельного законодательства, а также из недоказанности обществом факта нарушения оспариваемым приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, отвечающий установленным данным Кодексом требованиям.
Часть 2 статьи 3 ЛК РФ допускает регулирование имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются, в том числе, части земельных участков.
Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Таким образом, как правильно указали суды, часть лесного участка из земель лесного фонда может быть образована уполномоченным органом и выступать самостоятельным объектом гражданского оборота.
Оспариваемый приказ был принят Министерством природных ресурсов в пределах его компетенции, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Вместе с тем, суды обоснованно указали, что образование части земельного участка по своей сути не является процедурой образования нового земельного участка, при которой исходные земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки, вследствие чего положения Главы I.1. ЗК РФ, вопреки доводам общества, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
В данном случае на основании приказа N 5-1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 была образована часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 (впоследствии выделенной части был присвоен номер 24:46:1203002:65/1), а ранее предоставленный в аренду обществу лесной участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 своих характеристик не изменил, с учета не был снят, право пользования лесным участком на основании договора аренды общество не утратило.
Таким образом, ссылка общества, в том числе в кассационной жалобе на пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов, правомерно отклонена судами как не подлежащая применению к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно статье 92 ЛК РФ, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого приказа, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Суд кассационной инстанции соглашается с доводом общества о том, что ссылка суда апелляционной инстанции в постановлении на неверную редакцию статьи 92 ЛК РФ, и положения Федерального закона N 218-ФЗ (вступившего в силу с 01.01.2017), является необоснованной, однако данное обстоятельство не привело к принятию незаконного судебного решения, поскольку оспариваемым обществом приказом Министерства природных ресурсов N 5-1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 не произведена постановка выделяемой части земельного участка на кадастровый учет, в нем лишь содержатся указания на ее местоположение, границы и площадь. При этом суд кассационной инстанции расценивает указанную ссылку суда апелляционной инстанции на положения Федерального закона N 218-ФЗ, как дальнейшее урегулирование законодателем возникающих правоотношений, связанных с постановкой части земельного участка (лесного участка) на кадастровый учет в качестве объекта гражданских прав.
Принцип многоцелевого использования лесов предусмотрен статьями 1, 12, 25 ЛК РФ. Нормами ЛК РФ допускается также использование одного лесного участка несколькими лесопользователями при условии непротиворечия их целей друг другу, а также при соответствии таких целей видам использования лесов, установленных договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов; при этом требований о согласовании с арендатором передачи части лесного участка другому лицу лесным законодательством не предусмотрено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (договор уступки прав и обязанностей от 15.10.2015 по договору аренды лесного участка N 49/р от 22.10.2008; "Изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду. Договор аренды от 22.10.2008 N 49/р", получившие положительное экспертное заключение, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.07.2014 N 1/591-од; письма Министерства природных ресурсов N л/1-3002 от 23.09.2016, Nл/1-432 от 28.09.2016; сведения об ограничениях (обременениях) прав в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 общества (N 24-24/007-24/007/001/2015-5141/3 от 03.12.2015) и ООО "Проектстандартстрой" (N 24-24/001-24/001/059/2016-3419/3 от 21.04.2016); договор аренды лесных участков N 149 от 17.03.2016), арбитражные суды двух инстанций установили, что на основании приказа Министерства природных ресурсов N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 часть лесного участка образована и поставлена на учет для предоставления в аренду в целях эксплуатации линейного объекта (дороги), что не противоречит видам разрешенного использования лесов в квартале 7 Усть-Манского участкового лесничества: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (Таблица 5 раздела 1.2 Лесохозяйственного регламента Красноярского лесничества "Виды разрешенного использования лесов"), при этом каких-либо надлежащих доказательств воспрепятствования осуществлению обществом рекреационной деятельности на занимаемом им лесном участке вследствие непосредственно выделения оспариваемым приказом части лесного участка и постановки его на кадастровый учет, в материалы дела не представлено.
Ссылка в кассационной жалобе на проект освоения лесов по арендуемому участку, по мнению общества, подтверждающий его довод о наличии на выделенной части лесного участка объектов его инфраструктуры и о необходимости использования указанной части в дальнейшей деятельности общества, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный проект являлся предметом оценки судов и обоснованно не был учтен ими в качестве доказательства как незаконности образования части лесного участка, так и нарушения прав и законных интересов общества.
Кроме того, данный довод направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами двух инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества о нарушении апелляционным судом правил о тайне совещания судей при принятии обжалуемого постановления, поскольку данное обстоятельство не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности протоколами судебных заседаний от 04.12.2017, 06.12.2017, аудиозаписью соответствующих судебных заседаний, а ссылка на положения статьи 166 АПК РФ основана на неправильном толковании данной нормы с учетом установленного статьей 163 АПК РФ права суда на объявление перерыва в судебном заседании.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2017 года по делу N А33-18808/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции соглашается с доводом общества о том, что ссылка суда апелляционной инстанции в постановлении на неверную редакцию статьи 92 ЛК РФ, и положения Федерального закона N 218-ФЗ (вступившего в силу с 01.01.2017), является необоснованной, однако данное обстоятельство не привело к принятию незаконного судебного решения, поскольку оспариваемым обществом приказом Министерства природных ресурсов N 5-1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 не произведена постановка выделяемой части земельного участка на кадастровый учет, в нем лишь содержатся указания на ее местоположение, границы и площадь. При этом суд кассационной инстанции расценивает указанную ссылку суда апелляционной инстанции на положения Федерального закона N 218-ФЗ, как дальнейшее урегулирование законодателем возникающих правоотношений, связанных с постановкой части земельного участка (лесного участка) на кадастровый учет в качестве объекта гражданских прав.
Принцип многоцелевого использования лесов предусмотрен статьями 1, 12, 25 ЛК РФ. Нормами ЛК РФ допускается также использование одного лесного участка несколькими лесопользователями при условии непротиворечия их целей друг другу, а также при соответствии таких целей видам использования лесов, установленных договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов; при этом требований о согласовании с арендатором передачи части лесного участка другому лицу лесным законодательством не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 марта 2018 г. N Ф02-624/18 по делу N А33-18808/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-624/18
08.12.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5770/17
08.08.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18808/16
20.04.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1514/17
28.02.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-706/17