город Иркутск |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А19-5146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года по делу N А19-5146/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рыкова Н.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ломако Н.В.),
установил:
администрация муниципального образования города Братска (ОГРН: 1023800841712, ИНН: 3803100833, г. Братск; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к министерству финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании убытков в размере 1 980 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в связи с нарушение судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке и на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний должно производиться за счет средств бюджета Российской Федерации. Иркутская область исполнила требования статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняв соответствующие правовые акты в социальной сфере и финансируя их за счет собственных средств. Надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств в сфере предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан. В рассматриваемом случае граждане-инвалиды, получившие жилые помещения, не подпадают под действия Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель министерства финансов доводы кассационной жалобы поддержал.
Администрация и министерство социального развития о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Ладиш Алина Денисовна (далее - Ладиш А.Д.) и Челомбиева Римма Петровна (далее - Челомбиева Р.П.) являются инвалидами и страдают заболеваниями, попадающими под перечень заболеваний, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378).
Постановлениями администрации от 24.07.2017 N 364, 25.01.2017 N 45 Ладиш А.Д., Челомбиева Р.П. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решениями Братского городского суда Иркутской области от 31.05.2017, 21.09.2017, вступившими в законную силу 07.07.2017, 31.10.2017, на администрацию возложена обязанность по предоставлению Ладиш А.Д., Челомбиевой Р.П. во внеочередном порядке по договору социального найма в городе Братске жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенных применительно к условиям города Братска, общей площадью, не менее 32 кв.м (согласно абзацу 6 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Указанные судебные акты исполнены. Ладиш А.Д., Челомбиевой Р.П. предоставлены жилые помещения стоимостью 980 000 рублей и 1 000 000 рублей (договоры социального найма жилого помещения от 12.01.2018 N 63/01/18, от 12.01.2018 N 62/01/18 с учетом мировых соглашений от 21.12.2017).
Полагая, что расходы в размере 1 980 000 рублей, связанные с приобретением жилых помещений для граждан-инвалидов Ладиш А.Д. и Челомбиевой Р.П., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию с Иркутской области в лице министерства финансов за счет казны области.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Исходя из анализа статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, с учетом положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правое регулирование, суды пришли к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Иркутской области в лице министерства финансов как уполномоченного лица.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела.
Довод министерства финансов о том, что Ладиш А.Д. и Челомбиева Р.П. не подпадают под действия Федерального закона N 181-ФЗ, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку действующее жилищное законодательство не запрещает принятие граждан-инвалидов, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2016 N 16-КГ16-35.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм права самим заявителем, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года по делу N А19-5146/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, с учетом положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Довод министерства финансов о том, что Ладиш А.Д. и Челомбиева Р.П. не подпадают под действия Федерального закона N 181-ФЗ, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку действующее жилищное законодательство не запрещает принятие граждан-инвалидов, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.09.2016 N 16-КГ16-35."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2018 г. N Ф02-5774/18 по делу N А19-5146/2018