город Иркутск |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А69-1224/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июня 2018 года по делу N А69-1224/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ондар Ч.Ч., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Парфентьева О.Ю.),
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" (ОГРН 1051700509288, ИНН 1701037811, г.Кызыл, далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - управление) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 24.01.2018 N 03-35/11/784, в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв. м, по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт. Каа-Хем, ул. Подгорная, д. 3., об обязании управления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29 июня 2018 года и постановление суда апелляционной инстанции от 13 сентября 2018 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что в соответствии с пунктом 4.1.19 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 N 455 (далее - Положение N 455), поручением Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 "О полномочиях территориальных управлений" при отсутствии установленных границ земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 невозможно осуществление управлением полномочий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2006 серии АА-17 N 041487 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, площадью 1363 кв. м, по адресу: Республика Тыва, Кызылский кожуун, пгт. Каа-Хем, ул. Подгорная, д. 3.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19.10.2006 серии 17-17-01/018/2006-276 следует, что за учреждением 11.02.2005 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 06.06.2005 N 5-120 у заявителя изъято административное здание по адресу: Кызылский кожуун, п. Каа-Хем, ул. Подгорная, д. 3, и передано Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва.
Во исполнение данного распоряжения по акту приема-передачи от 08.06.2005 административное здание передано учреждением Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ответ на обращение учреждения от 10.12.2015 N 04/178-15-1ж письмом от 28.12.2015 N 01/16151-15-27 согласовала заявителю отказ от земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 в связи с отсутствием необходимости его использовать.
Письмом от 18.12.2017 N 02/1137-17-1 учреждение обратилось в Управление с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Письмом от 24.01.2018 N 03-35/11/784 управление отказало в принятии соответствующего решения, сославшись на невозможность прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 17:05:1002094:74, так как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2018 границы земельного участка не установлены. Также в письме управлением указано, что отсутствует сообщение заявителя о наличии или отсутствии объектов капитального строительства на земельном участке.
Заявитель, посчитав, что указанным отказом нарушены его законные права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку он не содержит оснований для отказа в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки по заявлению обладателя такого права, перечисленных в нормах действующего законодательства, и нарушает права учреждения на прекращение пользования земельным участком.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком определен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно пункту 3.1 указанной статьи для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектаров, осуществляются территориальными органами Росимущества самостоятельно, в отношении земельных участков площадью больше десяти гектар - исключительно по поручению Росимущества.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 210-ФЗ определено, что под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги: земельный участок не относится к федеральной собственности; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка; заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что отказ учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок был согласован с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, правомерно удовлетворили заявленные требования, признав отказ управления, оформленный письмом от 24.01.2018 N 03-35/11/784, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
При этом суды пришли к правильному выводу, что отказ управления, изложенный в письме от 24.01.2018 N 03-35/11/784, не содержит оснований, перечисленных и имеющих исчерпывающий перечень в пункте 2.16 регламента.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при отсутствии установленных границ спорного земельного участка невозможно осуществление управлением полномочий по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком, со ссылкой пункт 4.1.19 Положения N 455, поручение Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 "О полномочиях территориальных управлений", являлся предметом рассмотрения арбитражных судов и правомерно отклонен на основании следующего.
Пункт 4.1.19 Положения N 455 и поручение Росимущества от 05.09.2016 N 10/50416 предусматривают, что территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае, если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Суды обоснованно указали, что Положение не регулирует порядок отказа от права постоянно (бессрочного) пользования на земельные участки и не устанавливает основания для отказа в принятии соответствующего решения.
Судом апелляционной инстанции правильно учтено, что отсутствие установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации границ земельного участка с кадастровым номером 17:05:1002094:74 не препятствовало регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на этот земельный участок, поэтому данное обстоятельство при соблюдении заявителем положений статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не может препятствовать и прекращению права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июня 2018 года по делу N А69-1224/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июня 2018 года по делу N А69-1224/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.