город Иркутск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А33-7593/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Красноярского края Кужлева А.В. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Масейкиной Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Курагинское" Наприенко Д.В. (доверенность от 01.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июня 2018 года по делу N А33-7593/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Железняк Е.Г., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Белан Н.Н.),
установил:
Федеральное агентство научных организаций (ИНН 2425000160, ОГРН 1022401536189; далее - истец, ФАНО России, агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Курагинское" (ИНН 2423012610, ОГРН 1082423000472; далее - предприятие) о взыскании 8 549 940 рублей 22 копеек.
Дело рассмотрено при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами, агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, полученные предприятием субсидии, не признаются целевым финансированием и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Участвующий в судебном заседании представитель предприятия возразил против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприятие является организацией, подведомственной Федеральному агентству научных организаций (пункт 165 раздела II Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р).
Согласно приказу от 28.04.2017 N 286 ответчик обязан в срок до 15 июня 2017 года перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2016 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2017 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно справке ФГУП "Курагинское" о величине чистой прибыли в 2016 году и отчету ФГУП "Курагинское" о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, чистая прибыль организации составила 29 099 880 рублей 44 копейки (округленно 29 100 000 рублей).
С учетом справки о прибыли от основной деятельности предприятия от 11.05.2018, чистая прибыль сформировалась за счет прибыли от продаж 11 878 тыс. рублей (стр. 2200), прочих доходов 19 622 тыс. рублей (стр. 2340) (из них субсидий всех уровней 19 119 тыс. рублей), прочих расходов 1240 тыс. рублей (строка 2350), процентов к уплате 1160 тыс. рублей (стр. 2330), итого - прибыль 29 100 тыс. рублей, в строке 2340 указаны субсидии, полученные предприятием на возмещение понесенных затрат и поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителей в сумме 19 119 тыс. рублей.
Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края письмом от 01.06.2018 предоставлена информация о субсидиях, предоставленных ФГУП "Курагинское" в 2016 году на общую сумму 19 119 194 рубля 94 копейки.
По платежным поручениям от 02.06.2017 N 773, от 05.06.2017 N 788, от 08.06.2017 N 814, от 14.06.2017 N 838, от 23.06.2017 N 893, от 30.06.2017 N 939, от 25.08.2017 N 187 ФГУП "Курагинское" перечислило истцу 6 000 000 рублей части прибыли за 2016 год.
В претензии, направленной ответчику, истец указал на исполнение требований законодательства предприятием частично, и на наличие у предприятия задолженности перед федеральным бюджетом в размере 9 049 940 рублей 22 копейки.
В связи с неисполнением ответчиком требования о перечислении прибыли, агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу об отсутствии у предприятия прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из материалов дела, основанием для получения сельскохозяйственным товаропроизводителем от Министерства сельского хозяйства Красноярского края субсидий в 2016 году явилось исполнение предприятием обязательств в рамках Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", соглашения между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и ФГУП "Курагинское" от 15.01.2015 N 23/3 о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Судами установлено, что чистая прибыль предприятия за спорный период составила 29 099 880 рублей 44 копейки, из них 19 119 194 рубля 94 копейки - полученные предприятием субсидии из федерального и краевого бюджетов.
Таким образом, чистая прибыль предприятия за 2016 год составила 9 980 685 рублей 50 копеек, 50% от которой, составляет 4 990 342 рубля 75 копеек (ответчиком перечислено 6 000 000 рублей).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставленные предприятию из федерального и краевого бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия, представителем которого является истец.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на нормы налогового законодательства о налоге на прибыль несостоятельна, поскольку спорные правоотношения, возникшие в рамках настоящего дела, не подпадают под их регулирование.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июня 2018 года по делу N А33-7593/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.