город Иркутск |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А19-15861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителей председателя дачного некоммерческого товарищества "Светлое" Носкова Д.В. (выписка из протокола общего собрания членов товарищества, выписка из ЕГРН); Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А. (доверенность от 11.08.2017 N 02-51-15648/17), Ермакова А.Л. (доверенность от 93.11.2017 N 02-51-21214/17),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Светлое" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2017 года по делу N А19-15861/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Светлое" (г. Иркутск, ОГРН: 1103850033308, ИНН: 3811144168, далее - ДНТ "Светлое", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения N 23-28746/1а от 11.05.2017 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова в районе мкр. Николов Посад, для ведения дачного хозяйства, дачного строительства, для малоэтажной жилой застройки (размещения дачных домов), обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Светлое".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Министерства N 23-28746/1а от 11.05.2017 об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Светлое".
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года решение суда 08 ноября 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ДНТ "Светлое" ставит вопрос об изменении резолютивной части решения суда первой инстанции, просит возложить на Министерство в соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ от 23.06.2014) обязанность по предоставлению товариществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова в районе мкр. Николов Посад.
Заявитель кассационной жалобы просит также изменить постановление суда апелляционной инстанции, исключив из него суждения об отнесении вышеуказанного земельного участка к землям лесного фонда и отсутствии у Министерства права на распоряжение данным земельным участком; указывает на то, что суды неправильно применили положения статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 8, 11, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 7, 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации; не учли, что предоставление земельного участка ДНТ "Светлое" было предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015; судам в этом случае необходимо было в силу статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 руководствоваться положениями статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и предоставить в аренду земельный участок без торгов.
Заявитель кассационной жалобы также считает, что спорный земельный участок относится к землям населённых пунктов и суд апелляционной инстанции сделал неверный вывод об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ДНТ "Светлое" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Министерства считают доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Правительство Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу в пределах заявленных доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.04.2017 ДНТ "Светлое" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова в районе мкр. Николов Посад, для ведения дачного хозяйства, дачного строительства, для малоэтажной жилой застройки (размещения дачных домов) с приложением документов, поименованных в разделе 5 заявления от 19.04.2017.
Решением Министерства N 23-28746/1а от 11.05.2017 в предоставлении земельного участка в аренду было отказано в связи с тем, что большая часть испрашиваемого земельного участка расположена на землях лесного фонда Иркутского лесничества, составляющего федеральную собственность, распоряжение которыми не относится к полномочиям Правительства Иркутской области.
Признавая отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не представило доказательств отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда; земельный участок отнесён к землям населённых пунктов и обязанность совершить действия, связанные с предоставлением земельного участка, возложена на Министерство.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции о признании оспариваемого решения незаконным по иным мотивам.
Суд апелляционной инстанции установил, что имеющиеся в деле доказательства не опровергают отнесение земельного участка к землям населённых пунктов, однако, представленные Министерством документы подтверждают, что спорный земельный участок относится частично к землям лесного фонда: Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, технический участок N 8 СПХПК "Пригородный", квартал 10 выделы 9 ч, 10 ч.
По мнению суда апелляционной инстанции, для подтверждения факта перевода земель из земель лесного фонда в земли населённых пунктов в порядке Федерального закона N 172-ФЗ требуется акт о переводе, который является основанием для регистрации в государственном кадастре недвижимости; такого акта в деле нет; Министерство не вправе распоряжаться землями лесного фонда.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции, указав, что принятое Министерством решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации; то есть вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка не находится в компетенции органа, в который обратилось товарищество с заявлением о предоставлении земельного участка; в этом случае заявление подлежит возврату.
Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Данное решение Министерства нарушает, как признал суд апелляционной инстанции, права товарищества, так как разрешает по существу вопрос о предоставлении земельного участка в отсутствие полномочий; принятый правовой акт вводит товарищество в заблуждение относительно уполномоченного органа.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба ДНТ "Светлое" в части исключения из постановления суда апелляционной инстанции суждений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838 к землям лесного фонда и отсутствии у Министерства прав на распоряжение этим участком удовлетворению не подлежит.
По делу нет спора о том, что испрашиваемый земельный участок до его перевода в земли населённых пунктов входил в состав земель лесного фонда.
В силу части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.03.2012 N 13225/11, единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Как следует из части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В деле нет доказательств волеизъявления Российской Федерации на отчуждение земельного участка.
В силу подпункта 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области необходимые действия, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений об отказе в предоставлении земельных участков, а также возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 3 статьи 39.15, пункте 3 статьи 39.17, пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 29 пункта 7 Положения).
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции в рассматриваемой части основаны на действующем законодательстве и свидетельствуют об отсутствии у Министерства полномочий по распоряжению землями федеральной собственности (как в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, так и к отказу в предоставлении).
Не могут быть учтены и доводы кассационной жалобы в части, касающейся обязания Министерства со ссылкой на статью 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 предоставить ДНТ "Светлое" на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5838.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что Министерство, как орган, принявший оспариваемое решение в отсутствие соответствующих полномочий, нарушило права товарищества на рассмотрение его заявления уполномоченным органом и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества также возложена на Министерство решением суда первой инстанции, что согласуется с требованиями части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для изменения судебных актов в этой части и возложении на Министерство обязанности в порядке статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ предоставить земельный участок не имеется исходя из следующего.
Министерство не уполномочено распоряжаться землями лесного фонда; принятие решения неуполномоченным органом является основанием для признания его недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку товарищество просило предоставить земельный участок для организации и строительства садового некоммерческого товарищества, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).
Таким образом, предоставление земельного участка под организацию и строительство садоводческого товарищества только по правилам статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015), на которые ссылается в кассационной жалобе товарищество, без учета требований Федерального закона N 66-ФЗ неправомерно.
Названный правовой подход высказан Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056 и от 21.04.2015 N 309-ЭС14-5958, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2016 N 309-КГ16-1219.
Поскольку ДНТ "Светлое" не вправе требовать предоставления ему земельного участка для организации и строительства садоводческого товарищества исключительно на основании статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015), не усматривается обязанность Министерства предоставить ДНТ "Светлое" спорный земельный участок в аренду в качестве восстановительной меры по настоящему делу.
Иные доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права проверены, однако, признаны не влияющими на правильность выводов судов по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2017 года по делу N А19-15861/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.