Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф02-1034/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
8 февраля 2018 г. |
Дело N А19-15861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2017 года по делу N А19-15861/2017 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Светлое" (ОГРН: 1103850033308, ИНН: 3811144168, адрес: 664047, г. Иркутск, пр. Трудовой, 40) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН: 1083808003564, ИНН: 3808174613, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. К.Либкнехта, 57) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка
суд первой инстанции, судья Ананьина Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Правительства Иркутской области (ОГРН 1073808005534 ИНН 3808163259): не было;
установил:
Заявитель, ДНТ "Светлое", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения от 11.05.2017 N 23- 28746/1а об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова в районе мкр. Николов Посад, для ведения дачного хозяйства, дачного строительства, для малоэтажной жилой застройки (размещения дачных домов), обязании Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ "Светлое".
Решением суда первой инстанции 08.11.2017 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В нарушение указанных норм, Министерством не представлено доказательств отнесение земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838 к землям лесного фонда; представленные Министерством суду документы Министерства лесного комплекса (поименованные в служебной записке от 24.10.2017) не опровергают отнесение спорного земельного участка испрашиваемого ДНТ "Светлое" к землям населенных пунктов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что необходимость совершения действий, связанных с предоставлением земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, находящегося на территории Иркутского районного муниципального образования и относящегося к землям населенных пунктов, лежит на Министерстве.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что поскольку земельные участки лесного фонда, вошедшие в границы Марковского городского поселения, из государственного лесного реестра не исключены и учтены как земли лесного фонда, следовательно, на данной территории собственником является Российская Федерация.
Ссылка суда первой инстанции на то, что согласно сведениям ГКН испрашиваемый земельный участок расположен на землях категория - населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничество), следовательно нет оснований для отнесения к землям лесного фонда, является несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не прекращает прав Российской Федерации и не порождает возникновение у Министерства прав распоряжаться землями лесного фонда. Указанное обстоятельство является только основанием для исключения такого земельного участка из земель лесного фонд, в установленном законом порядке.
Представитель Товарищества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.01.2018.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 19.04.2017 ДНТ "Светлое" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова в районе мкр. Николов Посад, для ведения дачного хозяйства, дачного строительства, для малоэтажной жилой застройки (размещения дачных домов) с приложением документов поименованных в разделе 5 заявления от 19.04.2017.
Решением Министерства от 11.05.2017 N 23-28746/1а (том 1, л. д. 14) в предоставлении земельного участка в аренду было отказано в связи с тем, что большая часть испрашиваемого земельного участка расположена на землях лесного фонда Иркутского лесничества составляющего федеральную собственность, распоряжение которыми не относится к полномочиям Правительства Иркутской области.
Товарищество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 вышеназванного Кодекса.
В соответствии с п. 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области", предусмотрено, что с 01.01.2016 Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 10(1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу подпункта 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области необходимые действия, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений об отказе в предоставлении земельных участков, а также возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 3 статьи 39.15, пункте 3 статьи 39.17, пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 29 пункта 7 Положения).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61).
Из указанного следует, что в настоящем деле оценке подлежит только основание отказа товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Как следует из решения Министерства от 11.05.2017 N 23-28746/1а, в предоставлении земельного участка в аренду товариществу было отказано в связи с тем, что большая часть испрашиваемого земельного участка расположена на землях лесного фонда Иркутского лесничества составляющего федеральную собственность, распоряжение которыми не относится к полномочиям Правительства Иркутской области.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого заявителем решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя и отклоняя доводы Министерства, исходил из того, что последним не представлено в суд доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5838 к землям лесного фонда.
Суд первой инстанции оценив представленные Министерством суду документы Министерства лесного комплекса (поименованные в служебной записке от 24.10.2017 (т. 1, л. 85 )) пришел к выводу, что они не опровергают отнесение спорного земельного участка испрашиваемого ДНТ "Светлое" к землям населенных пунктов.
Действительно, по мнению суда апелляционной инстанции, данные документы не опровергают отнесение спорного земельного участка испрашиваемого ДНТ "Светлое" к землям населенных пунктов.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, представленные Министерством документы, подтверждают, что спорный земельный участок относится частично к землям лесного фонда: Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, технический участок N 8 СПХПК "Пригородный", квартал 10 выделы 9 ч, 10 ч. (том 1, л. д. 85-94).
В силу ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Принимая решение, суд первой инстанции исходит из того, что поскольку указанные земли, относившиеся к землям лесного фонда, включены в земли населенного пункта и внесены в государственный кадастр недвижимости, то соответственно в силу статьи 5 Закона N 172-ФЗ, осуществлен перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Между тем, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется статьёй 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в силу которой ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч.1).
Уполномоченным органом о переводе земель лесного фонда находящихся в федеральной собственности являются соответствующие федеральные органы.
Кроме того, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, подтверждением факта перевода земель из категории земель лесного фонда в иные, в силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является Акт о переводе земель или земельных участков, который является основанием для регистрации в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, акта о переводе указанных земель лесного фонда в земли населенных пунктов в материалы дела не представлено.
Ссылка суда первой инстанции на статью 5 названного закона является необоснованной, поскольку она устанавливает порядок уведомления правообладателя о предстоящем и (или) состоявшемся переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и устанавливает момент, с которого считается такой перевод состоявшимся.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что Министерство не представило в дело доказательства, что испрашиваемый земельный участок частично включает в себя земли лесного фонда, распоряжение которыми Министерство не осуществляет, ошибочными.
По мнению суда апелляционной инстанции, материалы дела содержат сведения о том, что испрашиваемый земельный участок частично относится к землям лесного фонда, в связи с чем в компетенцию Министерства не входит вопрос его распоряжением.
Между тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по следующим основаниям.
Статьей 39.17 Земельного кодекса установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Из указанного следует, что если вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка не находится в компетенции органа, в который обратились с заявлением о предоставлении земельного участка, то такой орган возвращает это заявление заявителю.
Между тем, Министерство, сославшись в решении на то, что в его компетенцию не входят полномочия по распоряжению землями лесного фонда, отказало в предоставлении земельного участка, в то время, как в силу части 3 статьи 39.17 Земельного кодекса должно было возвратить заявление заявителю.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует Земельному кодексу, поскольку разрешило вопрос о его предоставлении в отсутствие полномочий, издав правовой акт, вводящий заявителя в заблуждение относительно правомерности его обращения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "08" января 2018 года по делу N А19-15861/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15861/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф02-1034/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Светлое"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Правительство Иркутской области