город Иркутск |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А74-5515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования систем видеоконференц-связи представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская городская станция скорой медицинской помощи" Багаевой Ю.Н. (доверенность от 14.01.2019) и Скрипникова Д.А. (доверенность от 14.01.2019), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия Благун Л.Н. (доверенность от 09.01.2019) и Мосман Л.Ф. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская городская станция скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 года по делу N А74-5515/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Шелег Д.И.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская городская станция скорой медицинской помощи" (ИНН 1903003734, ОГРН 1021900697499; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092; далее - фонд) о признании незаконными и отмене пунктов 2, 3 требования (предписания) от 20.03.2018 N Л-551.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе учреждения, приобретение алкометра нельзя связывать с наличием лицензии на осуществление медицинских осмотров; водители скорой медицинской помощи являются участниками бригад скорой медицинской помощи, состояние их здоровья должно отвечать требованиям безопасности дорожного движения в течение всей рабочей смены; программа обязательного медицинского страхования включает в себя расходы не только связанные напрямую с оказанием медицинской помощи застрахованному лицу, но и иные расходы, не связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи застрахованному лицу, перечень таких расходов не является закрытым, расходы на приобретение алкометра относятся к прочим затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации.
Фондом представлен отзыв на кассационную жалобу учреждения, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена комплексная проверка деятельности учреждения с 01.01.2017 по 31.12.2017, по отдельным вопросам за период с 01.01.2018 по 28.02.2018, по результатам которой выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 50 000 рублей, направленных на приобретение алкометра (профессионального алкотестера для количественного измерения концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе), что отражено в акте проверки от 16.03.2018 N 8.
Фондом выдано учреждению предписание (требование) N Л-551 о направлении в срок до 17.04.2018 плана мероприятий по устранению выявленных нарушений (пункт 1), о возврате в бюджет фонда в срок до 03.04.2018 средств, использованных не по назначению (нецелевое использование средств), в сумме 50 000 рублей (пункт 2) и уплате штрафа в сумме 5 000 рублей (пункт 3).
Несогласие учреждения с пунктами 2 и 3 указанного требования (предписания) явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что пункты 2, 3 требования (предписания) от 20.03.2018 N Л-551 соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также не нарушают права и законные интересы учреждения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Суды правильно применили положения пункта 5 части 1 статьи 6, статьи 13, пункта 12 части 7 статьи 34, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктов 2, 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 N 435.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются, помимо прочего, в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
Пунктом 158.2 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации ОМС, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ ОМС и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации 19.12.2016 N 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2016 N 655 утверждена территориальная программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2017 год.
При этом и в федеральной программе, и территориальной программе на 2017 год виды бесплатной медицинской помощи (виды медицинских услуг) разграничены по источникам финансирования - за счет федерального, регионального, местного бюджетов, а также за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем в порядки и стандарты оказания медицинской помощи в рамках реализации программы обязательного медицинского страхования не включены услуги по освидетельствованию водителей.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суды установили, что учреждение имеет лицензию на проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, в рамках которой учреждение может оказывать платные услуги, указанная деятельность не связана с реализацией территориальной программы обязательного медицинского страхования (отсутствует страховой случай).
Исходя из изложенного и учитывая тот факт, что водителями скорой помощи непосредственно не оказывается скорая, специализированная, медицинская помощь, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что расходы учреждения по приобретению аппарата для определения уровня алкоголя в крови для освидетельствования водителей транспортных средств за счет средств обязательного медицинского страхования являются нецелевым использованием средств.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 года по делу N А74-5515/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2019 г. N Ф02-6145/18 по делу N А74-5515/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6145/18
16.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5515/18
17.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4040/18
31.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5515/18
08.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5515/18