город Иркутск |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А33-17542/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ключ" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 октября 2017 года по делу N А33-17542/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ключ" (ОГРН 1162455050141, ИНН 2455036950, г. Минусинск Красноярского края; далее - ООО "Ключ", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным предписания от 02.06.2017 N 467-ЛК Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба, административный орган).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ключ" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Федерального закона от 29.06.2016 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 (далее - Постановление N 1498), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания Службы, ссылаясь на то, что обществом не были нарушены законодательные акты в части начисления расходов на общедомовые нужды на оплату электрической энергии; вывод судов о необходимости начисления платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с пунктами 40-44 Правил N 354 противоречит Постановлению N 1498; с 01.01.2017 расходы по электроэнергии на содержание общедомового имущества отнесены в состав платы за содержание жилого помещения, а суды неправомерно указали производить расчет платы за электроэнергию как за коммунальную услугу на общедомовые нужды; часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации не нарушена обществом, так как ее положения касаются начислений за коммунальные услуги.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Ключ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Минусинск, ул. Красноармейская, 20.
На основании приказа от 26.05.2017 N 467-ЛК Службой в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью оценки соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям в связи с поступившим письмом депутата Законодательного собрания Красноярского края от 18.04.2017 N 7928 по фактам нарушений лицензиатом лицензионных требований при осуществлении расчетов за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы при содержании общего имущества.
В ходе проведения проверки Службой выявлены нарушения ООО "Ключ" обязательных требований, установленных абзацами 1, 2 подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, частью 9.2 статьи 156, частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, выразившиеся в начислении платы за коммунальный ресурс - электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества МКД, который был отражен в платежных документах за период с января по апрель 2017 года, в том числе собственнику жилого помещения N 98, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 11.10.2016 N 518-п, без учета фактических показаний общедомовых приборов учета коммунального ресурса.
Предписанием от 02.06.2017 N 467-ЛК на общество возложена обязанность в срок до 04.09.2017 устранить нарушение, произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс - электроэнергия, используемый в целях содержания общего имущества в МКД N 20, в том числе собственнику жилого помещения N 98, с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета в МКД за период с января по апрель 2017 года, но не выше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
ООО "Ключ", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание Службы не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Кроме того, согласно пункту 29 Правил N 491 при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, как правильно установили суды, с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов действовал переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, и, следовательно, может быть менее соответствующих нормативов.
Правильно руководствуясь положениями пунктов 40, 44-46 Правил N 354, пунктом 29 Правил N 491, принимая во внимание толкование переходных положений, изложенное в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.03.2017 N 7443-ОО/04 и от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, учитывая принцип обеспечения баланса интересов всех сторон рассматриваемых отношений, в том числе обеспечения защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущения возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирном доме, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в указанный переходный период применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Основываясь на вышеизложенном, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и проверив на основании нормативов потребления коммунальной услуги по электрической энергии правильность расчётов, выставленных обществом собственникам помещений МКД N 20, в том числе собственнику жилого помещения N 98, по ул. Красноармейская г. Минусинска за период с января по апрель 2017 года, суды признали, что общество в данный период в составе платы за содержание жилого помещения предъявило сумму расходов на электрическую энергию в целях содержания общего имущества в МКД, исчисленную по нормативу потребления коммунальных услуг, но без учета фактических показаний общедомовых приборов учета электрической энергии.
Следовательно, оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности устранить выявленное нарушение и произвести собственникам помещений за указанные выше периоды расчет размера платы за используемые при содержании общего имущества в МКД коммунальные ресурсы "электроэнергия" с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета, но не выше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, правомерно признано судами соответствующим законодательству.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 октября 2017 года по делу N А33-17542/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.