Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф02-1403/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
29 декабря 2017 г. |
Дело N А33-17542/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ключ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" октября 2017 года по делу N А33-17542/2017, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ключ" ИНН 2455036950, ОГРН 1162455050141(далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, ответчик) о признании недействительным предписания от 02.06.2017 N 467-ЛК.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "11" октября 2017 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным предписание от 02.06.2017 N 467-ЛК.
В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, необходимые для содержания общего имущества многоквартирного дома, переведена из разряда "коммунальные услуги" в "жилищные услуги" и в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016;
- следовательно, с 01.01.2017 размер расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, определяется умножением площади на норматив потребления и тариф соответствующего ресурса, показания общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирном доме, при расчете использоваться не могут.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон и их представителей в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
По результатам проверки в отношении ООО "Ключ" составлен акт проверки от 02.06.2017 N 467-ЛК, выдано предписание от 02.06.2017 N 467-ЛК об устранении выявленных нарушений, выразившихся в том, что в нарушение обязательных требований, установленных абзацем 1,2 подпункта "ж" пункта 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление N 416), частью 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ ООО "Ключ" произвело начисление платы за коммунальный ресурс - электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в городе Минусинске, по ул. Красноармейской, 20 (далее - МКД), в том числе собственнику жилого помещения N 98 в этом МКД, за период с января по апрель 2017 года без учета фактических показаний общедомовых приборов учета коммунального ресурса.
В предписании служба указывает ООО "Ключ" на необходимость устранения выявленных нарушений путем проведения собственникам жилых помещений МКД перерасчета размера платы за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в МКД, в том числе собственнику жилого помещения N 98 в этом МКД, с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета за период с января по апрель 2017 года, но не выше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также представление документа, подтверждающего исполнение предписания службы, в срок до 04.09.2017.
Заявитель оспорил предписание от 02.06.2017 N 471-ЛК в судебном порядке, полагая, что с 01.01.2017 при исчислении платы за электроэнергию, используемую на содержание общего имущества в МКД, в соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, частями 9 и 10 статьи 12 Федерального закона N176-ФЗ правильно применял установленный норматив потребления на общедомовые нужды.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно статье 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Из части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ следует, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 196 ЖК РФ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов лицензионного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Служба является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.20 N 143-п, в соответствии с пунктом 3.3. которого в компетенцию службы входит принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.
Предоставление коммунальных услуг в МКД осуществляет ООО "Ключ", следовательно, оспариваемое предписание службы адресовано надлежащему лицу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг.
Требования по организации и проведению внеплановой документарной проверки, установленные Законом N 294-ФЗ и Законом N 99-ФЗ, службой соблюдены, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом уполномоченного органа в пределах предоставленной компетенции.
По результатам анализа платежных документов за период с января по апрель 2017 года собственника помещения N 98 в многоквартирном доме N 20 по ул. Красноармейская в г. Минусинске установлено, что при исчислении платы по электрической энергии на содержание общего имущества размер платы определялся исходя из норматива потребления электрической энергии, установленного тарифа, площади жилых и нежилых помещений в МКД и площади жилого помещения. При этом фактические показания общедомового прибора учета обществом не учитывались.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт; плату за содержание жилого помещения.
Состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен Федеральным законом N 176-ФЗ, которым расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, были исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (часть 2 статьи 154, части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 176-ФЗ).
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ измененные положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01 января 2017 года.
В силу части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения перечисленных расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 306 (далее - Правила N306), в редакции, действовавшей до 01.01.2017, под нормативом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды понимали норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 с 01.01.2017 в Правила N 306 внесены изменения, которые разграничивают понятия "норматива потребления коммунальной услуги", как показателя объема потребления коммунального ресурса потребителем только в конкретном помещении, и "норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемого как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений постановления N 1498.
Пунктом 3 постановления N 1498 в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Федерального закона N176-ФЗ также предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Также постановлением N 1498 пункт 29 Правила N 491 дополнен абзацами следующего содержания.
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании приведенного правового регулирования суд первой инстанции правильно признал, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в МКД, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Из буквального содержания части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пункта 29 Правил N 491 следует, что размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее норматива потребления коммунальной услуги, поэтому при определении размера такой платы следует руководствоваться порядком ее исчисления при применении норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44-46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
Судом первой инстанции было учтено, что после внесений действующих с 01.01.2017 изменений в ЖК РФ, постановлением N 1498 также были внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 491, приводящие ранее действующую редакцию в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В соответствии с этими изменениями в пункт 40 Правил N 354 порядок расчёта подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
В случае же управления многоквартирным домом управляющей компанией с 01.01.2017 подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленных с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил N 491 - в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета.
В переходный период до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктом 40, 44 - 46 Правил N 354, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Аналогичное толкование переходных положений отражено в письмах от 10.03.2017 N 7443-ОО/04 и от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В результате проведения внеплановой проверки службой установлены факты нарушения заявителем вышеприведенных требований законодательства при расчете платы за коммунальные ресурсы, включаемые в расходы на содержание жилья.
В январе 2017 года объем потребления электрической энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, составил 17546 кВт/ч, суммарный объем индивидуального потребления, начисленный в жилых и нежилых помещениях МКД по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам потреблениям коммунальных услуг, составил 16661 кВт/ч. Разница составляет 885 кВт/ч.
Следовательно, размер платы по помещению N 98 в МКД на содержание общего имущества, исходя из фактического потребления, в январе 2017 года должен составлять: (17546 кВт/ч.- 16661 кВт/ч)*62,8кв.м./5048,80кв.м.*2,52 рублей = 27 рублей 75 копеек.
В феврале 2017 года объем потребления электрической энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, составил 16985 кВт/ч, суммарный объем индивидуального потребления, начисленный в жилых и нежилых помещениях МКД по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам потреблениям коммунальных услуг составил 16154 кВт/ч. Разница составляет 831 кВт/ч.
Следовательно, размер платы по помещению N 98 в МКД на содержание общего имущества исходя из фактического потребления, в феврале 2017 года должен составлять: (16985 кВт/ч.- 16154 кВт/ч) * 62,8кв.м./5048,80 кв.м. * 2,52 рублей = 26 рублей 06 копеек.
В марте 2017 года объем потребления электрической энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, составил 14724 кВт/ч, суммарный объем индивидуального потребления, начисленный в жилых и нежилых помещениях МКД по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам потреблениям коммунальных услуг, в марте 2017 года составил 14170 кВт/ч. Разница составляет 554 кВт/ч.
Следовательно, размер платы по помещению N 98 в МКД на содержание общего имущества исходя из фактического потребления, в марте 2017 года должен составлять: (14724 кВт/ч.- 14170 кВт/ч)*62,8 кв.м./5048,80 кв. м.* 2,52 рублей = 17 рублей 37 копеек.
В апреле 2017 года объем потребления электрической энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, составил 15750 кВт/ч, суммарный объем индивидуального потребления, начисленный в жилых и нежилых помещениях МКД по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам потреблениям коммунальных услуг в марте 2017 года составил 15040 кВт/ч. Разница составляет 710 кВт/ч.
Следовательно, размер платы по помещению N 98 в МКД на содержание общего имущества исходя из фактического потребления, в апреле 2017 года должен составлять: (15750кВг/ч.- 15040 кВт/ч)*62,8 кв.м./5048,80 кв. м. * 2,52 рублей = 22 рублей 26 копеек.
Общая сумма за период с января по апрель 2017 по нормативу потребления электрической энергии была предъявлена собственнику помещения N 98 в МКД в размере 130,92*4 = 523 рублей 68 копеек.
Общая сумма за период с января по апрель 2017 года по фактическим показаниям прибора учета составила 93 рубля 44 копейки (27,754+26,06+17,374+22,26).
Таким образом, в платежных документах за январь-март 2017 года ООО "Ключ" предъявило собственнику к оплате за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в МКД к оплате сумму, предусмотренную только нормативами потребления, без учета фактических показаний прибора учета электрической энергии.
Следовательно, оспариваемое предписание содержит обоснованный вывод о нарушении обществом требований законодательства в указанной части, поэтому на заявителя правомерно возложена обязанность устранить нарушение и произвести собственникам помещений расчет размера платы за используемые при содержании общего имущества в МКД электроэнергию за период с января по апрель 2017 года.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" октября 2017 года по делу N А33-17542/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17542/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2018 г. N Ф02-1403/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КЛЮЧ"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ