город Иркутск |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А10-234/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Бандурова Д.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыным И.А.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" - Балачук Светланы Александровны (доверенность от 16.01.2019, паспорт); Министерства финансов Республики Бурятия - Ланцевой Ирины Анатольевны (доверенность от 09.01.2019, паспорт); Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - Сулаева Владислава Николаевича (доверенность от 09.01.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 декабря 2017 года по делу N А10-234/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Путинцева Н.Г., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235, г. Улан-Удэ, далее - ООО "БКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892, г. Улан-Удэ, далее - министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 114 879 060 рублей за период с 01.01.2015 по 06.10.2015.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ по Республике Бурятия), Федеральная антимонопольная служба России.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2018 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "БКС" в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, либо направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статей 12, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Истец полагает, что выводы судов об отсутствии причинно-следственной связи между действиями государственного органа и наступившими убытками, а также об отсутствии вины уполномоченного органа, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, по мнению ООО "БКС", вина регулирующего органа подтверждена приказами Федеральной службы по тарифам N 648-э и N 647-э от 07.04.2015. Действия РСТ по Республике Бурятия по частичному исполнению решений Федеральной службы по тарифам в 2015 году не свидетельствуют об отсутствии вины уполномоченного органа в причинении убытков. Вывод судов о необходимости оспаривания акта об установлении заниженных тарифов является неправомерным.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (ОГРН 1040302981542, ИНН 0326022754, г. Улан-Удэ, далее - ФНС России) как лицо, не участвовавшее в деле, основываясь на положениях статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить. По мнению ФНС России, судебные акты приняты о ее правах и законных интересах, поскольку она является конкурсным кредитором ООО "БКС" в рамках дела о банкротстве N А10-5296/2014. ФНС России указывает на доказанность совокупности юридических фактов, входящих в предмет доказывания по спору о взыскании убытков.
В отзывах на кассационные жалобы министерство и РСТ по Республике Бурятия просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, производство по кассационной жалобе ФНС России прекратить.
15.11.2018 Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа судебное разбирательство по рассмотрению кассационных жалоб отложено на 12 часов 15 минут 19.12.2018.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2018 года в составе судей, рассматривающих кассационные жалобы, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Звечаровской Т.А. на судью Бандурова Д.Н. Рассмотрение дела начато сначала.
19.12.2018 Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа судебное разбирательство по рассмотрению кассационных жалоб отложено на 12 часов 00 минут 22.01.2019.
В судебном заседании 22.01.2019 представитель истца доводы кассационных жалоб поддержала, представители министерства и РСТ по Республике Бурятия возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Федеральная антимонопольная служба России и Федеральная налоговая служба России о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков в форме упущенной выгоды, вызванных установлением истцу заниженных тарифов на 2015 год.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец с 01.04.2013 наделен статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением потребителей городского округа "Город Улан-Удэ".
РСТ по Республике Бурятия приказом от 11.11.2014 N 3/74 установила истцу следующие тарифы: холодная вода с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 11 рублей 49 копеек за куб.м, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 12 рублей 70 копеек за куб.м; водоотведение - 15 рублей 48 копеек за куб.м.
По итогам рассмотрения обращения истца Федеральная служба по тарифам Российской Федерации приказами от 07.04.2015 N 647-э и N 648-э признала, что РСТ по Республике Бурятия необоснованно не учла затраты истца по сомнительным долгам, недополученному по независящим от истца причинам доходу, расчетной предпринимательской прибыли. Федеральная служба по тарифам Российской Федерации приказала установить тарифы для потребителей ООО "БКС" на 2015 - 2017 годы с учетом упомянутых затрат.
РСТ по Республике Бурятия (протокол от 23.04.2015 N 3/8) внесла соответствующие изменения: холодная вода с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 12 рублей 72 копейки за куб.м; водоотведение с 01.05.2015 по 30.06.2015 - 16 рублей 01 копейка за куб.м, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 16 рублей 25 копеек за куб.м. Тарифы увеличены с соблюдением установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера гражданами платы за коммунальные услуги по г. Улан-Удэ на 2015 год, установленных распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28.11.2014 N 736-р.
В 2015 году ООО "БКС" прекратило осуществлять регулируемую деятельность в связи с расторжением договора аренды муниципального имущества и наделением муниципального унитарного предприятия "Водоканал" статусом гарантирующей организации с 07.10.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2015 года по делу N А10-5296/2014 в отношении ООО "БКС" введено наблюдение. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июня 2017 года ООО "БКС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении истца открыто конкурсное производство.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца, поскольку регулирующий орган в соответствии с указаниями Федеральной службы по тарифам Российской Федерации увеличил тарифы на 2015 год, однако, истец в этом же году прекратил хозяйственную деятельность.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 16 и пункта 1 статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этими элементами, а также вину причинителя вреда. Доказыванию также подлежат размер вреда (убытков), причиненных вышеуказанными действиями.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктами 15 Основ ценообразования и 12 Методических указаний в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Данные положения корреспондируют пункту 23 Основ ценообразования, согласно которому при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (приказ РСТ по Республике Бурятия от 11.11.2014 N 3/74; приказ РСТ по Республике Бурятия N 3/8 от 23.04.2015; приказы Федеральной службы по тарифам от 07.04.2015 N 647-э, N 648-э; заключение экспертов N 020Э/17 от 30.01.2017 c дополнительными пояснениями; бухгалтерскую и статистическую отчетность ООО "БКС") суды установили, что РСТ по Республике Бурятия, руководствуясь сроками, предусмотренными пунктами 15 Основ ценообразования и 12 Методических указаний, внесла необходимые изменения в тарифы истца с соблюдением установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера гражданами платы за коммунальные услуги по г. Улан-Удэ на 2015 год.
Обстоятельства прекращения ООО "БКС" своей деятельности в 2015 году не связаны с незаконными действиями либо бездействием ответчиков. Кроме того, судами установлено, что представленные истцом в подтверждение размера убытков доказательства (бухгалтерская и статистическая отчетность) не отвечают требованиям достоверности и достаточности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности совокупности юридически значимых фактов, входящих в состав правонарушения. В этой связи вывод суда первой инстанции о необходимости оспаривания приказа РСТ по Республике Бурятия от 11.11.2014 N 3/74 не привел к вынесению неправильного решения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, кассационная жалоба ООО "БКС" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу ФНС России, суд кассационной инстанции считает, что производство по ней подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право кассационного обжалования вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции предоставлено лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 1 статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным этим Кодексом.
Из содержания указанных норм следует, что судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора или другого лица либо на это лицо возлагаются какие-либо обязанности. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование принятого судебного акта.
Обжалуемые судебные акты не устанавливают права ФНС России и не возлагают на нее какие-либо обязанности.
Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" предусмотрено право конкурсных кредиторов обжаловать те судебные акты, на которых основаны заявленные в деле о банкротстве должника требования других кредиторов. В данном случае рассматривается спор о взыскании убытков в пользу ООО "БКС" по иску, заявленным самим должником по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе ФНС России подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая результат рассмотрения кассационной жалобы, с ООО "БКС" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, отсрочка по уплате которой была предоставлена заявителю определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2018 года.
Истец заявил ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии с частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Представленные суду документы (справка о наличии расчетных счетов, справки из банка) с учетом признания ООО "БКС" несостоятельным (банкротом) свидетельствуют о тяжелом имущественном положении истца. Суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ООО "БКС", до 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 150, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия прекратить.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 декабря 2017 года по делу N А10-234/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (приказ РСТ по Республике Бурятия от 11.11.2014 N 3/74; приказ РСТ по Республике Бурятия N 3/8 от 23.04.2015; приказы Федеральной службы по тарифам от 07.04.2015 N 647-э, N 648-э; заключение экспертов N 020Э/17 от 30.01.2017 c дополнительными пояснениями; бухгалтерскую и статистическую отчетность ООО "БКС") суды установили, что РСТ по Республике Бурятия, руководствуясь сроками, предусмотренными пунктами 15 Основ ценообразования и 12 Методических указаний, внесла необходимые изменения в тарифы истца с соблюдением установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера гражданами платы за коммунальные услуги по г. Улан-Удэ на 2015 год.
...
Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" предусмотрено право конкурсных кредиторов обжаловать те судебные акты, на которых основаны заявленные в деле о банкротстве должника требования других кредиторов. В данном случае рассматривается спор о взыскании убытков в пользу ООО "БКС" по иску, заявленным самим должником по делу о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2019 г. N Ф02-5096/18 по делу N А10-234/2016