город Иркутск |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А33-2717/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Бурковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца- агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года по делу N А33-2717/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шишкина И.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Белан Н.Н., Петровская О.В.),
установил:
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" (ОГРН 1152468001773, ИНН 2460087269, далее - АО "Красноярская региональная энергетическая компания", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 12 542 рублей 90 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 465 рублей 08 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 28 ноября 2017 года и постановление суда апелляционной инстанции от 25 января 2018 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что вывод суда о том, что Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены, является неправомерным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Ачинского городского суда Красноярского края от 14 августа 2013 года по делу 2-3299/2013 за муниципальным образованием город Ачинск признано право собственности не бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе следующие объекты электросетевого хозяйства: КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30, ТП-12-30, назначение нежилое протяженность 47,0 м, лит. N 1,, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А до ТП-12-30 в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон (пункт 16 резолютивной части решения); КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А, назначение: нежилое, протяженность 954 м., лит N 1,В, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, до ТП-12-31 в районе жилого дома N 9, 4-й микрорайон, до ТП-12-47А в районе нежилого дома N 17А, пр-т Лапенкова.
Право собственности муниципального образования город Ачинск зарегистрировано в ЕГРН 03.03.2014, согласно представленных свидетельств о регистрации права.
Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 площадью 48 937 кв.м., расположенный по адресу г. Ачинск, 5-й микрорайон, строение 51 поставлен на кадастровый учет 23.09.2002 с разрешенным использованием: для больничного городка с прилегающей территорией.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) приняты из собственности муниципальных образований Красноярского края безвозмездно с 01.01.2014 в государственную собственность Красноярского края учреждения здравоохранения согласно приложению (пункт 1). Право государственной собственности Красноярского края возникает на указанное в пункте 1 распоряжения имущество с 01.01.2014 (пункт 3).
В Приложении N 1 к указанному распоряжению содержится перечень муниципальных учреждений, передаваемых в краевую государственную собственность, в том числе муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская центральная районная больница" находящаяся по адресу г. Ачинск, 5-й микрорайон, д. 51.
По акту приема-передачи от 09.01.2014 муниципальное образование город Ачинск передало Красноярскому краю во исполнение распоряжения Правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р муниципальное бюджетное учреждение "Ачинская центральная районная больница" в составе 20 нежилых зданий и сооружений и 1 земельного участка по ул. Пионерской, 9 кадастровый номер 24:43:0112001:9.
По акту приема-передачи имущества N 12 от 30.12.2014 муниципальное образование город Ачинск в лице администрации города Ачинска передало, а Краснорский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края приняло в государственную собственность края земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 площадью 48 937 кв.м. расположенный по адресу г. Ачинск, 5-Й мкр-н, д. 51. На участке расположены объекты Ачинской межрайонной больницы.
Право собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 зарегистрировано в ЕГРН 12.02.2015 согласно представленного свидетельства о регистрации права на основании распоряжения Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р.
Право постоянного (бессрочного) пользования Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 зарегистрировано в ЕГРП 16.12.2002.
Между муниципальным образованием город Ачинск в лице КУМИ администрации г.Ачинска (концедент) и АО "Красноярская региональная энергетическая компания" (концессионер) на основании протокола рассмотрения (оценки) единственного конкурсного предложения участника открытого конкурса от 12.11.2015 заключено концессионное соглашение от 27.11.2015, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту и осуществлять деятельность по передаче и распределению электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением права владения и пользования объектом соглашения, и иного имущества для осуществления указанной деятельности (пункт 1). Объектом соглашения является имущество согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое подлежит строительству и реконструкции. Объект реконструкции принадлежит концеденту на праве собственности (пункт 2).
Концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер принять объект соглашения и иного имущества, а также права владения и пользования указанным объектом в момент подписания соглашения (пункт 4).
Передача концедентом концессионеру объекта соглашения и иного движимого и недвижимого имущества осуществляется по акту приема-передачи (приложение N 2 к соглашению) (пункт 5). Обязанность по передаче объектов соглашения и иного имущества в ходящего с состав объектов соглашения считается исполненной после принятия объекта концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 6).
Концедент передает концессионеру по перечню документы, относящиеся к объектам соглашения по приложению N 1 к соглашению (пункт 8).
Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объекта соглашения считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав концессионера. Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования имуществом, входящим в состав иного имущества, считается исполненной после принятия этого имущества концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 9).
Состав объекта соглашения, его описание, в том числе технико-экономические показатели (приложение 3) (пункт 10).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 26.11.2035 в соответствии с протоколом концедента о заключении настоящего соглашения (пункт 48).
Срок для проведения создания и реконструкции объекта соглашения действует с момента подписания настоящего соглашения до 26.10.2025 (пункт 49). Срок осуществления концедентом деятельности указанной в пункте 1 настоящего соглашения по 26.10.2025 (пункт 52).
Размер платы определен разделом 8 концессионного соглашения.
Пунктом 91 соглашения определено, что концедент обязуется заключить с концессионером договор аренды земельного участка, на котором располагаются и будут расположены объекты соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности по настоящему соглашению. Договоры аренды на земельные участки, поставленные на кадастровый учет, заключаются с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. На земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, договор аренды заключается с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней после проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
Арендная плата за переданный земельный участок устанавливается на основании нормативного правового акта администрации г. Ачинска (пункт 92).
Договор аренды земельного участка заключается на период действия концессионного соглашения (пункт 93) и подлежит государственной регистрации (пункт 94).
В составе подлежащих реконструкции и эксплуатации в пунктах 143 и 155 акта приема-передачи (приложение N 2 к соглашению) указаны вышеуказанные объекты.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта вышеуказанных сооружений от 05.11.2008 и от 18.08.2015, согласно которым площадь ТП-12-30 - 65,8 кв.м. по наружному обмеру и площадь ТП-12-30А -51,0 кв.м. по наружному обмеру.
Письмом от 07.12.2016 Агентство обратилось к ответчику с требованием об оплате за пользование земельным участком в сумме 119 877 рублей 85 копеек за период с 27.11.2015 по 30.11.2016 и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Письмо получено ответчиком 15.12.2016.
Неисполнение ответчиком требований, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из смысла указанных норм права следует, что в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, размер неосновательного обогащения.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных условия является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно абзацу 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество. В соответствии с абзацем 32 названной нормы право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанной в настоящей части решениями.
Абзацем 31 пункта 11 статьи 154 Федерального Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0125001:21 переданном из муниципальной собственности в государственную краевую собственность в порядке Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 находятся, кроме переданных в краевую собственность, иные объекты муниципальной собственности: КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А; КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30, ТП-12-30 право собственности на которые, было признано за муниципальным образованием город Ачинск решением Ачинского районного суда от 14.08.2013 по делу 2-3299/2013 и зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН.
Данные объекты не передавались из муниципальной собственности в краевую государственную собственность по распоряжению Правительства Красноярского края, относятся к объектам электросетевого хозяйства города.
Обязанность организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относится к полномочиям поселения - городского округа в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Две спорные трансформаторные подстанции входят в состав вышеуказанных объектов муниципальной собственности, что следует из представленных кадастровых паспортов, что ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Суды пришли к правильному выводу, что поскольку на земельном участке расположены как объекты краевой государственной собственности, так и собственности муниципального образования город Ачинск, то правовой режим участка в спорных правоотношениях должен определяться с учетом положений статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, что исключает обязанность по внесению платы за землю одним публично-правовым образованием в пользу другого публично-правового образования.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Правила пункта 3 статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ представляют собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Как правильно указали суды, факт отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ачинска в отношении спорного земельного участка под трансформаторными подстанциями не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Так как в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом и, в частности, право на получение дохода от его использования, принадлежит собственнику данного имущества, суды первой и апелляционной инстанций при установленных по делу обстоятельствах, правомерно пришли к выводу о том, то Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований истца.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года по делу N А33-2717/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года по делу N А33-2717/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.