Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2018 г. N Ф02-1531/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А33-2717/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" ноября 2017 года по делу N А33-2717/2017, принятое судьёй Шишкиной И.В.
установил:
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - истец) (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - ответчик) (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773) о взыскании 12 542 рублей 90 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 465 рублей 08 копеек.
Решением от 28.11.2017 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 24.01.2018
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 14.08.2013 по делу 2-3299/2013 за муниципальным образованием город Ачинск признано право собственности не бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе следующие объекты электросетевого хозяйства:
- КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30, ТП-12-30, назначение нежилое протяженность 47,0 м, лит. N 1,, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А до ТП-12-30 в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон (пункт 16 резолютивной части решения);
- КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А, назначение: нежилое, протяженность 954 м., лит N 1,В, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, до ТП-12-31 в районе жилого дома N 9, 4-й микрорайон, до ТП-12-47А в районе нежилого дома N 17А, пр-т Лапенкова (пункт 13 резолютивной части решения).
Право собственности муниципального образования город Ачинск зарегистрировано в ЕГРН на два вышеуказанных объекта 03.03.2014, согласно представленных свидетельств о регистрации права.
Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 площадью 48 937 кв.м расположенный по адресу г. Ачинск, 5-й микрорайон, строение 51 поставлен на кадастровый учет 23.09.2002 с разрешенным использованием: для больничного городка с прилегающей территорией.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приняты из собственности муниципальных образований Красноярского края безвозмездно с 01.01.2014 в государственную собственность Красноярского края учреждения здравоохранения согласно приложению (пункт 1). Право государственной собственности Красноярского края возникает на указанное в пункте 1 распоряжения имущество с 01.01.2014 (пункт 3).
В Приложении N 1 к указанному распоряжению содержится перечень муниципальных учреждений, передаваемых в краевую государственную собственность, в том числе Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская центральная районная больница" находящаяся по адресу г. Ачинск, 5-й микрорайон, д. 51.
По акту приема-передачи от 09.01.2014 муниципальное образование город Ачинск передало Красноярскому краю во исполнение распоряжения Правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р муниципальное бюджетное учреждение "Ачинская центральная районная больница" в составе 20 нежилых зданий и сооружений и 1 земельного участка по ул. Пионерской, 9 кадастровый номер 24:43:0112001:9.
По акту приема-передачи имущества N 12 от 30.12.2014 муниципальное образование город Ачинск в лице Администрации города Ачинска передало, а Краснорский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края приняло в государственную собственность края земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 площадью 48 937 кв.м. расположенный по адресу г. Ачинск, 5-Й мкр-н, д. 51. На участке расположены объекты Ачинской межрайонной больницы.
Право собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 зарегистрировано в ЕГРН 12.02.2015 согласно представленного свидетельства о регистрации права на основании распоряжения Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р.
Право постоянного (бессрочного) пользования Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21 зарегистрировано в ЕГРП 16.12.2002.
Между Муниципальным образованием город Ачинск в лице КУМИ администрации г.Ачинска (концедент) и АО "Красноярская региональная энергетическая компания" (концессионер) на основании протокола рассмотрения (оценки) единственного конкурсного предложения участника открытого конкурса от 12.11.2015 заключено концессионное соглашение от 27.11.2015, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту и осуществлять деятельность по передаче и распределению электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением права владения и пользования объектом соглашения, и иного имущества для осуществления указанной деятельности (пункт 1). Объектом соглашения является имущество согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое подлежит строительству и реконструкции. Объект реконструкции принадлежит концеденту на праве собственности (пункт 2).
Концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер принять объект соглашения и иного имущества, а также права владения и пользования указанным объектом в момент подписания соглашения (пункт 4).
Передача концедентом концессионеру объекта соглашения и иного движимого и недвижимого имущества осуществляется по акту приема-передачи (приложение N 2 к соглашению) (пункт 5). Обязанность по передаче объектов соглашения и иного имущества в ходящего с состав объектов соглашения считается исполненной после принятия объекта концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 6).
Концедент передает концессионеру по перечню документы, относящиеся к объектам соглашения по приложению N 1 к соглашению (пункт 8).
Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объекта соглашения считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав концессионера. Обязанность концедента по передаче Концессионеру прав владения и пользования имуществом, входящим в состав иного имущества, считается исполненной после принятия этого имущества концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 9).
Состав объекта соглашения, его описание, в том числе технико-экономические показатели (приложение 3) (пункт 10).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 26.11.2035 в соответствии с протоколом концедента о заключении настоящего соглашения (пункт 48).
Срок для проведения создания и реконструкции объекта соглашения действует с момента подписания настоящего соглашения до 26.10.2025 (пункт 49). Срок осуществления концедентом деятельности указанной в пункте 1 настоящего соглашения по 26.10.2025 (пункт 52).
Размер платы определен разделом 8 концессионного соглашения.
Пунктом 91 соглашения определено, что концедент обязуется заключить с концессионером договор аренды земельного участка, на котором располагаются и будут расположены объекты соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности по настоящему соглашению. Договоры аренды на земельные участки, поставленные на кадастровый учет, заключаются с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. На земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, договор аренды заключается с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней после проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
Арендная плата за переданный земельный участок устанавливается на основании нормативного правового акта Администрации г. Ачинска (пункт 92).
Договор аренды земельного участка заключается на период действия концессионного соглашения (пункт 93) и подлежит государственной регистрации (пункт 94).
В составе объектов подлежащих реконструкции и эксплуатации в пунктах 143 и 155 акта приема-передачи (приложение N 2 к соглашению) указаны два объекта:
- КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А, назначение: нежилое, протяженность 954 м., лит N 1,В, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, до ТП-12-31 в районе жилого дома N 9, 4-й микрорайон, до ТП-12-47А в районе нежилого дома N 17А, пр-т Лапенкова.
- КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30, ТП-12-30, назначение нежилое протяженность 47,0 м, лит. N 1,, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А до ТП-12-30 в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта вышеуказанных сооружений от 05.11.2008 и от 18.08.2015, согласно которым площадь ТП-12-30 - 65,8 кв.м. по наружному обмеру и площадь ТП-12-30А -51,0 кв.м. по наружному обмеру.
Письмом от 07.12.2016 Агентство обратилось к ответчику с требованием об оплате за пользование земельным участком в сумме 119 877,85 руб. за период с 27.11.2015 по 30.11.2016 и процентов за пользование чужими денежными средствами. Письмо получено ответчиком 15.12.2016.
Истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за пользование земельным участком краевой собственности с кадастровым номером 24:43:0125001:21 в размере 12 542 рублей 90 копеек за период с 27.11.2015 (дата подписания концессионного соглашения) по 30.11.2016 и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 465 рублей 08 копеек за период с 27.12.2015 по 30.11.2016.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, а также разъяснений, изложенных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", неосновательное обогащение должно соответствовать трем обязательным условиям: должно иметь место приобретение или сбережение имущества; данное приобретение или сбережение должно быть произведено за счет другого лица и приобретение должно быть не основанным ни на законе, ни на сделке (договоре), то есть происходить неосновательно.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных условия является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно абзацу 21 пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество. В соответствии с абзацем 32 названной нормы право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанной в настоящей части решениями.
Абзацем 31 пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 24.12.2013 N 952-р в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приняты из собственности муниципальных образований Красноярского края безвозмездно с 01.01.2014 в государственную собственность Красноярского края учреждения здравоохранения согласно приложению (пункт 1), в том числе объекты недвижимости Ачинской ЦРБ и земельный участок с кадастровым номером 24:43:0125001:21.
Право государственной собственности Красноярского края возникает на указанное в пункте 1 распоряжения имущество с 01.01.2014 (пункт 3 Распоряжения).
Как указывает истец, на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0125001:21 расположены объекты, принадлежащие муниципальному образованию город Ачинск: - КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А, назначение: нежилое, протяженность 954 м., лит N 1,В, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, до ТП-12-31 в районе жилого дома N 9, 4-й микрорайон, до ТП-12-47А в районе нежилого дома N 17А, пр-т Лапенкова и КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30, ТП-12-30, назначение нежилое протяженность 47,0 м, лит. N 1,, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А до ТП-12-30 в районе нежилого здания N51, 5-й микрорайон. В составе этих сооружений имеются две трансформаторные подстанции ТП-12-30 площадью 65,8 кв.м. по наружному обмеру и ТП-12-30А площадью 51,0 кв.м. по наружному обмеру, которые расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:43:0125001:21 на территории Ачинской ЦРБ.
Факт нахождения двух трансформаторных подстанций в границах земельного участка с кадастровым номером 24:43:0125001:21 АО "КРЭК" не оспаривает.
Истец рассчитал стоимость пользования земельным участком с кадастровым номером следующим образом: сложил наружную площадь двух трансформаторных подстанций, указанную в кадастровых паспортах, прибавил к ним внутреннюю площадь иных строений на земельном участке (получил общую площадь 22 324,9 кв.м.), затем рассчитал процентную долю в праве на земельный участок площадью 48 937 кв.м. приходящуюся на площадь объектов ответчика (двух ТП) и получил 256,03 кв.м. площади земельного участка.
На указанную площадь земельного участка 253,03 кв.м. истец произвел расчет неосновательного обогащения на основании кадастровой стоимости земельного участка и в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 12.08.2015 N 422-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Красноярского края и предоставленные в аренду без торгов, Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Красноярского края и предоставленные в аренду без торгов" и постановления Администрации г. Ачинска Постановление Администрации г. Ачинска Красноярского края от 14.12.2010 N 390-п "Об установлении коэффициентов К1 и К2 для расчета годовой суммы арендной платы за земельные участки" (вместе с "Порядком, условиями и сроками внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ачинск").
Согласно расчету за период с 27.11.2015 по 30.11.2016 размер платы составляет 12 542 рублей 80 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 27.12.2015 по 30.11.2016 составляют 465 рублей 08 копеек.
Повторно рассмотрев представленные истцом документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Агентство не доказало факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0125001:21 переданным из муниципальной собственности в государственную краевую собственность в порядке Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 находятся, кроме переданных в краевую собственность, иные объекты муниципальной собственности: КЛ-10кВ, Ф.ТП-12-30А/ТП-12-31, Ф.ТП-12-30-А/ТП-12-47А, ТП-12-30А, назначение: нежилое, протяженность 954 м., лит N 1,В, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, до ТП-12-31 в районе жилого дома N 9, 4-й микрорайон, до ТП-12-47А в районе нежилого дома N 17А, пр-т Лапенкова; КЛ-10кВ Ф.ТП-12-30А/ТП12-30ТП-12-30, назначение нежилое протяженность 47,0 м, лит. N 1,, по адресу г. Ачинск, от ТП-12-30А до ТП-12-30 в районе нежилого здания N 51, 5-й микрорайон, право собственности на которые, было признано за муниципальным образованием город Ачинск решением Ачинского районного суда от 14.08.2013 по делу 2-3299/2013 и зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН.
Данные объекты не передавались из муниципальной собственности в краевую государственную собственность по распоряжению Правительства Красноярского края, относятся к объектам электросетевого хозяйства города.
Обязанность организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относится к полномочиям поселения - городского округа в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Две спорные трансформаторные подстанции входят в состав вышеуказанных объектов муниципальной собственности, что следует из представленных кадастровых паспортов, что ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Поскольку на земельном участке расположены как объекты краевой государственной собственности, так и собственности муниципального образования город Ачинск, то правовой режим участка в спорных правоотношениях должен определяться с учетом положений к 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, что исключает обязанность по внесению платы за землю одним публично-правовым образованием в пользу другого публично-правового образования.
АО "КРЭК" является пользователем объектов муниципальной собственности, в том числе двух ТП на основании концессионного соглашения от 27.11.2015 и по условиям концессионного соглашения концедент обязуется заключить с концессионером договор аренды земельного участка, на котором располагаются и будут расположены объекты соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности по настоящему соглашению. Договоры аренды на земельные участки, поставленные на кадастровый учет, заключаются с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. На земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, договор аренды заключается с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней после проведения государственного кадастрового учета земельного участка (пункт 91). Арендная плата за переданный земельный участок устанавливается на основании нормативного правового акта Администрации г. Ачинска (пункт 92). Договор аренды земельного участка заключается на период действия концессионного соглашения (пункт 93) и подлежит государственной регистрации (пункт 94).
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Правила пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ представляют собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Факт отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ачинска в отношении спорного земельного участка под трансформаторными подстанциями не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Поскольку в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом и, в частности, право на получение дохода от его использования, принадлежит собственнику данного имущества, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истца при установленных по делу обстоятельствах нельзя признать потерпевшим в результате использования земельного участка N 24:42:0125001:21 обществом в смысле статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, то Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены и отказал в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под трансформаторными подстанциями муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены, вместе с тем, соответствующего правового обоснования не приводит.
Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо делать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на ответчика. Однако, исходя из конкретных обстоятельств дела, бремя доказывания неосновательного обогащения ответчика подлежит возложению на истца.
Указанный подход соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N11524/12.
Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что истец не является собственником имущества (земельного участка), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что последний не вправе требовать от ответчика уплаты неосновательного обогащения. Доказательств обратного, истцом не представлено.
Факт отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности г.Ачинска в отношении спорного земельного участка под трансформаторными подстанциями не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2017 года по делу N А33-2717/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2717/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2018 г. N Ф02-1531/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
Ответчик: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Администрация г.Ачинска, КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", КУМИ Ачинска, Ачинский отдел Управления Росреестра по КК, ФГБУ ФКП Росреестра по КК, ФГУ Ростехинвентаризация федеральное БТИ филиал в г.Ачинске