город Иркутск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А33-6072/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Кужлев А.В., помощник судьи Пестов Г.И.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Тесленко М.А. (доверенность от 23.01.2018); общества с ограниченной ответственностью "Тепло" - Камылина В.С. (доверенность от 03.05.2018), Задирина В.В. (доверенность от 03.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 года по делу N А33-6072/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло" (далее - общество, ООО "Тепло") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 30.12.2016 по делу N 62-16-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Назарово, Назаровская межрайонная прокуратура.
Определением от 28.04.2017 дела N А33-5800/2017 и N А33-6072/2017 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А33-6072/2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2018 года, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30.12.2016 по делу N 62-16-16.
В кассационной жалобе управление просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела.
По мнению антимонопольного органа, вменяемое администрации города Назарово и обществу нарушение выразилось не в действиях по заключению договора от 20.02.2012 N 04/12, а в достигнутом антиконкурентном соглашении о передаче/получении муниципального имущества без торгов и непринятии мер по возврату такого имущества, неправомерно переданного/полученного, реализация которого, в том числе состояла в заключение притворной сделки-договора оказания услуг от 20.02.2012 N 04/12, с целью скрыть фактически возникшие арендные отношения по пользованию данным муниципальным имуществом, в связи с чем правонарушение является длящимся.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 30.03.2018), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение Назаровской межрайонной прокуратуры с просьбой провести проверку на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении администрацией города Назарово в пользование общества объектов коммунального хозяйства (тепловые сети) без проведения публичных процедур по договорам от 20.02.2012 N 04/12, 01.11.2015 N 33/15.
На основании приказа руководителя управления от 26.05.2016 N 137 в отношении администрации города Назарово и общества было возбуждено дело N 62-16-16 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения о передаче в пользование муниципального имущества без проведения торгов путем заключения договоров от 20.02.2012 N 04/12, 01.11.2015 N 33/15.
Решением от 30.12.2016 по делу N 62-16-16 антимонопольный орган признал администрацию города Назарово и общество нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения антиконкурентного соглашения, связанного с предоставлением администрацией права ООО "Тепло" на эксплуатацию муниципального имущества (тепловых сетей) без проведения торгов и эксплуатацией ООО "Тепло" такого имущества без законных оснований по договору от 20.02.2012 N 04/12 в период с 20.02.2012 по настоящее время, что привело к недопущению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом - объектами теплоснабжения, а также за право доступа на рынок теплоснабжения города Назарово, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 30.12.2016 по делу N 62-16-16, в соответствии с которым администрации города Назарово и обществу надлежит в срок до 30.06.2017 принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору от 20.02.2012 N 04/12, в казну муниципального образования города Назарово; администрации города Назарово надлежит осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора, с соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Не согласившись с решением и предписанием управления от 30.12.2016 по делу N 62-16-16, общество и администрация обратились с заявлениями в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, и признавая незаконными оспариваемые решение и предписание, пришли к выводу об истечении срока давности рассмотрения дела, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Антимонопольный орган в решении от 30.12.2016 по делу N 62-16-16 вменяет администрации города Назарово и обществу в качестве нарушения заключение антиконкурентного соглашения, выразившегося в предоставлении администрацией права ООО "Тепло" на эксплуатацию муниципального имущества (тепловых сетей) без проведения торгов и эксплуатацией ООО "Тепло" такого имущества без законных оснований по договору от 20.02.2012 N 04/12 в период с 20.02.2012 по настоящее время, что привело к недопущению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом - объектами теплоснабжения, а также за право доступа на рынок теплоснабжения города Назарово, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.
Иного нарушения антимонопольного законодательства администрации города Назарово и обществу не вменяется.
Приказ антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства был издан от 26.05.2016 - то есть по истечении трех лет со дня совершения вменяемого нарушения.
При указанных обстоятельствах является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций об истечении трехлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, что в силу статьи 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является основанием для прекращения возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы антимонопольного органа о том, что вменяемое нарушение является длящимся, арбитражный суд первой инстанции признал несостоятельными.
Согласно оспариваемому решению нарушение выражается в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении муниципального имущества без торгов.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Из смысла и содержания положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следует, что нарушение следует считать оконченным в момент заключения соглашения, поскольку наступлением предполагаемых нормой закона последствий - недопущения, ограничения, устранения конкуренции - является непосредственно сам факт достижения такого соглашения. Таким образом, вмененное антимонопольное правонарушение не может иметь длящийся характер, поскольку оно выразилось в совершении конкретного завершенного действия в виде заключения соглашения.
Следовательно, вмененное администрации и обществу нарушение антимонопольного законодательства является совершенным (законченным) с момента заключения антиконкурентного соглашения, то есть 20.02.2012. Правовых оснований считать вмененное нарушение длящимся не имеется.
Суд первой инстанции также указал, что исполнение сторонами данного соглашения не рассматривалось управлением в качестве нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не было положено в основу оспариваемого акта, в связи с чем соответствующие доводы отклоняются.
Ссылка управления на судебный акт по другому делу неосновательна, поскольку при рассмотрении указанного дела судом установлены иные фактические обстоятельства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 года по делу N А33-6072/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.