город Иркутск |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А10-3542/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Кушнаревой Н.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Лахиной Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Клишиной С.Г. (доверенность от 29.02.2016 N 02-18-29/35),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2017 года по делу N А10-3542/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Минсельхозпрод Республики Бурятия, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления от 24.05.2017 N 02-11-46/23-1945 Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия, Управление).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сельскохозяйственный потребительский кооператив "ДжидаАгро" (ОГРН 1130327020251 ИНН 0304010748, с. Петропавловка, Джидинский район Республики Бурятия; далее - СПоК "ДжидаАгро").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
УФК по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 112-ФЗ), статей 164, 209, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2007 N 336 (далее - Положение о Министерстве), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, СПоК "ДжидаАгро" не соответствовал условиям для предоставления грантов, поскольку Шашин К.В. не является его членом, так как права Шашина К.В. на земельный участок не зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и он не является лицом, ведущим личное подсобное хозяйство; в случае отсутствия зарегистрированного в установленном порядке права на земельный участок лицо лишается права на производство и переработку сельскохозяйственной продукции; договор аренды от 03.03.2016 заключен сроком на 1 год и требует государственной регистрации; формулировка в представлении о недостаточной регламентации Порядка предоставления грантов на реализацию ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015-2017 годы" констатировала факт, указывая на причину совершения нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Министерство ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие их представителей.
Представитель УФК по Республике Бурятия в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа). Подпрограммой "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы предусматривались мероприятия по модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В целях реализации Государственной программы Правительством Российской Федерации 24.06.2015 принято Постановление N 623, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее - Правила N 623).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.08.2014 N 386 утвержден Порядок предоставления грантов на реализацию Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015-2017 годы" (далее - Порядок N 386), который определяет условия предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на финансовое обеспечение части затрат на развитие материально-технической базы для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции в рамках Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015-2017 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 19.05.2015 N 70
На основании приказа от 22.02.2017 N 92 в соответствии с пунктом 35 Плана контрольной работы УФК по Республике Бурятия на 2017 год в отношении Минсельхозпрод Республики Бурятия проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за 2016 год.
В ходе проведения проверки финансовым органом установлено, что в нарушение пунктов 2, 3 Правил N 623, пункта 1.4 Порядка N 386 на основании решения Комиссии (протокол заседания от 31.03.2016 N 3) предоставлен грант на модернизацию материально-технической базы СПоК "ДжидаАгро" Джидинского района, объединяющему менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооператива, в размере 5 262 911 рублей 88 копеек.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.03.2017.
Управлением внесено представление от 24.05.2017 N 02-11-46/23-1945, которым финансовый орган потребовал от Министерства рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений в срок до 03.08.2017, в частности: Министерством в нарушение пункта 2, подпункта "а" пункта 3 Правил N 623, пункта 1.4 Порядка N 386 неправомерно допущена к конкурсу заявка и предоставлен грант СПоК "ДжидаАгро" Джидинского района, объединяющему менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей, в результате недостаточной регламентации Порядка N 386 в части функций Конкурсной комиссии при Правительстве Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Причиненный ущерб 5 262 911 рублей 88 копеек (пункт 1).
Министерство, полагая, что приведённый пункт 1 представления Управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в оспариваемой части представление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 623 "сельскохозяйственный потребительский кооператив" - сельскохозяйственный потребительский (перерабатывающий и сбытовой) кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительское общество, если 70 процентов его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Порядок N 386 определяет условия предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на финансовое обеспечение части затрат на развитие материально-технической базы для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции (далее - грант) в рамках Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа), утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Министерство) от 19.05.2015 N 70 (государственная регистрация N 032015143 от 15.06.2015).
Гранты предоставляются сельскохозяйственным потребительским (перерабатывающим и сбытовым) кооперативам, объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительским обществам, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (далее - кооператив, потребительское общество) (пункт 1.4 Порядка N 386).
УФК по Республике Бурятия посчитало, и об этом же указывает в кассационной жалобе, что на момент предоставления гранта СПоК "ДжидаАгро" объединял менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооператива, поскольку Шашин К.В. не имел земельного участка с оформленной государственной регистрацией прав на него, следовательно, не мог осуществлять личное подсобное хозяйство на земельном участке.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 386 гранты предоставляются сельскохозяйственным потребительским (перерабатывающим и сбытовым) кооперативам (в том числе вновь созданным), зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и соответствующим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона N 193-ФЗ).
Исходя из анализа приведённых норм, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Федеральный закон N 193-ФЗ не связывает статус сельскохозяйственного товаропроизводителя с принадлежностью ему земельного участка на каком-либо праве. Основным критерием является факт того, что такое лицо должно осуществлять производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (пункт 1 части 2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 112-ФЗ граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок (статья 6 Федерального закона N 112-ФЗ).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что согласно справке от 23.03.2016, выданной главой сельского поселения "Булыкское", Шашин К.В. имеет личное подсобное хозяйство в местности Елотуй, а также земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014, площадью 0,5 га для выращивания овощей и картофеля. Земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014 имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; собственником названного участка является гражданка Бальчугова Н.Г.; на основании договора от 03.03.2016 Бальчугова Н.Г. передала в аренду Шашину К.В. земельный участок с кадастровым номером 03:04:400101:0014 для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, суды, установив что Шашин К.В. имел на праве аренды земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, пришли к обоснованному выводу о том, что на момент подачи СПоК "ДжидаАгро" заявки на получение гранта (23.03.2016) являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому СПоК "ДжидаАгро" объединял на правах членов кооператива 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Исходя из положений статей 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, 26 Земельного кодекса Российской Федерации суды посчитали, что отсутствие государственной регистрации договора не свидетельствует о его недействительности или незаключенности, в случае если такой договор исполнялся.
Судами также учтено, что договором аренды от 03.03.2016 было предусмотрено, что арендодатель (Бальчугова Н.Г.) после окончания сельскохозяйственных работ передаёт в собственность земельный участок Шашину К.В.
В соответствии с договором дарения от 21.03.2017 Бальчугова Н.Г. подарила Шашину К.В. названный земельный участок, в связи с чем произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок 31.03.2017 (т. 3, л.д. 8-9).
При таких обстоятельствах, суды правомерно признали в оспариваемой части представление Управления несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2017 года по делу N А10-3542/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.