город Иркутск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А19-17965/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Дресвянской К.В. (доверенность от 10.01.2018 N 10/18); акционерного общества "Дорожная служба Иркутской области" Подскребышева М.А. (доверенность от 17.05.2017 N 111/17), Сизых Е.А. (доверенность от 17.05.2018 N 18/133),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по делу N А19-17965/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Акционерное общество "Дорожная служба Иркутской области" (г. Иркутск, ИНН: 3808166080, ОГРН: 1073808009330, далее - АО "ДСИО", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) с требованиями о признании незаконными:
- решения N 8184 от 23.08.2017;
- бездействия, выразившегося в неосуществлении регистрации жалобы на аукционную документацию по электронному аукциону, поданной АО "ДСИО" 18.08.2017, не проведении внеплановой проверки по доводам жалобы общества;
- действий антимонопольного органа, выразившихся в регистрации документов, представленных в подтверждение ранее направленной жалобы от 18.08.2017 в качестве вновь представленной 21.08.2017 года жалобы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года решение суда от 23 ноября 2017 года в части отказа в удовлетворении требования АО "ДСИО" о признании незаконным бездействия Иркутского УФАС России, выразившегося в отсутствии проведения внеплановой проверки по доводам жалобы общества, отменено. В отмененной части принят новый судебный акт.
Бездействие Иркутского УФАС России, выразившееся в отсутствии проведения внеплановой проверки по доводам жалобы АО "ДСИО", признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Суд обязал Иркутское УФАС России устранить допущенные указанным бездействием нарушения прав и законных интересов АО "ДСИО".
В кассационной жалобе Иркутское УФАС России ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции в части выводов о незаконности бездействия антимонопольного органа, выразившегося в не проведении внеплановой проверки по доводам жплобы АО "ДСИО"; считает, что поскольку был произведен возврат жалобы, то это повлекло невозможность проведения внеплановой проверки; полагает, что в названной части суд апелляционной инстанции постановил выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам и неправильно истолковал положения пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе; просит в указанной части постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 25 апреля 2018 года представитель Иркутского УФАС России поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель общества считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2018 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 24 мая 2018 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2018 года произведена замена судьи Левошко А.Н. на судью Шелега Д.И. Рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании 24 мая 2018 года представители сторон подтвердили ранее изложенные позиции.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.07.2017 на сайте www.rts-tender.ru, на официальном сайте для размещения заказов http://zakupki.gov.ru уполномоченным органом - администрацией Ангарского городского округа были опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0134300095617000265 на выполнение работ по строительству улицы Радужная на участке от проспекта Ленинградский до улицы Алешина г. Ангарска, расположенной по адресу Иркутская область, г. Ангарск, участок от проспекта Ленинградский до улицы Алешина между 32 и 31 микрорайонами, а также документация об электронном аукционе.
18.08.2017 АО "ДСИО" посредством электронной почты направило в адрес Иркутского УФАС России (to38@fas.gov.ru) жалобу на положения документации об аукционе в электронной форме.
Решением Иркутского УФАС России N 8184 от 23.08.2017 поданная жалоба и прилагаемые к ней документы возвращены обществу без рассмотрения на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возвращая жалобу АО "ДСИО", антимонопольный орган исходил из того, что жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суды двух инстанций признали, что у антимонопольного органа на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе имелись основания для возвращения жалобы на положения документации об аукционе.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, в отличие от суда первой инстанции, посчитал, что антимонопольный орган допустил незаконное бездействие, выразившееся в не проведении внеплановой проверки по доводам жалобы общества.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Согласно пункту 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если она подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
В силу части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2018) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Таким образом, как отметил суд апелляционной инстанции, получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика или уполномоченного органа является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки; рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что проведение внеплановой проверки на основании поступившей жалобы (по правилам статьи 99 Закона о контрактной системе) и рассмотрение такой жалобы (в порядке, предусмотренном главой 6 этого же Закона) представляют собой различные (самостоятельные) действия антимонопольного органа; возвращение жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, не освобождает антимонопольный орган от обязанности провести внеплановую проверку.
Не соглашаясь с данными выводами суда апелляционной инстанции, заявитель кассационной жалобы считает, что внеплановая проверка проводится на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в связи с поступившей жалобой и одновременно с её рассмотрением, а, следовательно, возврат жалобы влечёт невозможность проведения внеплановой проверки.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут. Антимонопольный орган не доказал, что поступление жалобы на бумажном носителе и её возвращение (целиком) исключают возможность проведения внеплановой проверки.
Кроме того, на основании статьи 8 Закона о контрактной системе, в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции ФАС России, как уполномоченный орган по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и его территориальные органы, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе осуществлять внеплановую проверку на основании любой поступившей информации о нарушении указанного законодательства, по результатам проведения которой принимается соответствующее решение.
Следовательно, у Иркутского УФАС России, даже в случае возвращения жалобы по мотиву пропуска срока её подачи, имелась информация о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
Предметом такой внеплановой проверки является соблюдение законодательства о закупках не только в отношении лица, по поводу действий которого была подана жалоба, но и других лиц, подлежащих контролю, что направлено, в конечном итоге, на защиту законных интересов общества в сфере обеспечения конкуренции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по делу N А19-17965/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.