город Иркутск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А10-5211/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" - Козлова М.А. (доверенность от 01.06.2016), а также Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия - Баржановой А.Ж. (доверенность от 08.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу санаторно-курортного учреждения профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года по делу N А10-5211/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Каминский В.Л., Никифорюк Е.О., Басаев Д.В.),
установил:
санаторно-курортное учреждение профсоюзов Республики Бурятия "Байкалкурорт" (ОГРН 1020300970502, ИНН 0323000209, далее - заявитель, налогоплательщик, СКУП "Байкалкурорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539, решений о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности от 28.07.2016 N 1949, от 28.07.2016 N 1950, от 28.07.2016 N 1951, обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог и пени за 2013-2014 годы, взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога по дату возврата, процентов на сумму излишне уплаченного налога за период с 05.09.2016 по 09.10.2017.
Определением от 15 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - Территориальное управление). Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2017 года Территориальное управление заменено на правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года, в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Суды пришли к выводу о том, что СКУП "Байкалкурорт" использует спорный земельный участок в своей деятельности на праве постоянного бессрочного пользования и с учетом норм налогового, земельного и гражданского законодательства Российской Федерации является плательщиком земельного налога. Указанный налог, соответствующие пени и штрафы начислены инспекцией законно, в связи с чем, излишне уплаченных сумм, подлежащих возврату из бюджета, не имеется.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, СКУП "Байкалкурорт" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что оспариваемые судебные акты основаны на неверном толковании норм материального права, СКУП "Байкалкурорт" обладает правом оперативного управления только в отношении объектов недвижимости, располагающихся на спорном земельном участке и принадлежащих на праве долевой собственности Союзу объединения организаций профсоюзов Республики Бурятия и Федерации независимых профсоюзов России. Указанные некоммерческие организации имеют исключительное право аренды земельного участка. Государственный акт от 22.11.1977 А-1 N 970708 выдавался поселку "Курорт Аршан" и не подтверждает наличие у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога.
Налоговый орган в отзыве просил оставить принятые по делу решение и постановление без изменения как законные и обоснованные.
Присутствующие в судебном заседании представители налогоплательщика и инспекции поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Присутствующие в судебном заседании представители налогоплательщика и инспекции поддержали доводы соответствующих кассационных жалоб и отзывов на них.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 21.05.2018, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направило, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки уточненных деклараций СКУП "Байкалкурорт" по земельному налогу за 2013, 2014, 2015 годы, по результатам которых инспекция пришла к выводу о неправомерном не исчислении налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:20:000000:51, составлены акты от 09.06.2016 N 12354, от 09.06.2016 N 12356, от 09.06.2016 N 12357 и вынесены решения от 28.07.2016 N 1949, от 28.07.2016 N 1950, от 28.07.2016 N 1951 о доначислении земельного налога за 2013 год в сумме 5 376 884 рублей, за 2014 год в сумме 5 376 884 рублей, за 2015 год в сумме 6 992 081 рублей, соответствующих им пеней и штрафов.
Предусмотренный статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) досудебный порядок урегулирования спора налогоплательщиком соблюден.
03.08.2016 СКУП "Байкалкурорт" обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченных земельного налога за 2013 год в сумме 5 376 884 рублей, за 2014 год в сумме 5 376 884 рублей, пени по земельному налогу за 2013 год в сумме 82 500 рублей, пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 29 402 рублей 17 копеек.
Налоговым органом вынесены решения от 10.08.2016 N 529, от 18.08.2016 N 539 об отказе в осуществлении возврата земельного налога и пени, мотивированные тем, что инспекцией приняты решения от 28.07.2016 N 1949, от 28.07.2016 N 1950, в связи с чем, переплата отсутствует.
СКУП "Байкалкурорт", не согласившись с указанными решениями инспекции, обжаловало их в судебном порядке, также заявив требование о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013, 2014 годы в сумме 10 753 768 рублей, пеней по земельному налогу за 2013, 2014 годы в сумме 111 902 рублей 17 копеек, взыскании с налогового органа процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, то СКУП "Байкалкурорт" имеет право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком с кадастровым номером 03:20:000000:51, что является основанием для уплаты земельного налога, а следовательно, спорные суммы начислены законно, подлежащая возврату из бюджета переплата отсутствует.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом лиц, не являющихся собственниками земельного участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (пункт 1 статьи 268 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного бессрочного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Статьей 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391, пунктом 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 указанного кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость.
Судами верно применены вышеуказанные нормы законодательства, а также положения статей 20, 25-26, 45, 53, 65, 95-96 ЗК РФ и разъяснения, изложенные в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства", пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" и по результатам оценки имеющихся в материалах дела доказательств (в том числе решения исполнительного комитета Тункинского аймачного Совета депутатов трудящихся Бурят-Монгольской АССР от 15.05.1952 N 198, постановления Совета Министров Бурят-Монгольской АССР от 08.07.1952 N 498 "Об оформлении отвода земельной площади гослесфонда Кыренского лесничества Тункинского лесхоза", государственного акта от 22.11.1977 А-I N 970708, свидетельства от 03.07.1992), установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:20:000000:51 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования курорту "Аршан" с целевым назначением - курортная деятельность, а не административно-территориальному образованию (поселку "Курорт Аршан").
Бурятский Совет по управлению курортами профсоюзов организован в марте 1970 года решением коллегии Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов. Постановлением коллегии Российского республиканского Совета по управлению курортами профсоюзов от 22.08.1991 N 2 Бурятский совет по управлению курортами профсоюзов преобразован в Бурятское республиканское объединение санаторно-курортных учреждений профсоюзов "Байкалкурорт". В его состав в числе прочего вошло санаторно-курортное объединение "Аршан", в связи с чем преобразованному юридическому лицу выдано свидетельство о праве землепользования от 03.07.1992 (т.3 л.д.49). Доказательств сохранения за санаторно-курортным объединением "Аршан" правоспособности после завершения реорганизации в материалы дела не представлено.
Постановлением Совета профсоюзов Республики Бурятия от 23.03.1998 N 16-5г Бурятское республиканское объединение санаторно-курортных предприятий профсоюзов "Байкалкурорт" преобразовано в СКУП "Байкалкурорт". Согласно уставу налогоплательщика и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, курорт "Аршан" является филиалом СКУП "Байкалкурорт".
СКУП "Байкалкурорт" (как до этого и лица, правопреемниками которых он является), фактически использовало спорный земельный участок в целях предоставления услуг лечебно-оздоровительного назначения, то есть в соответствии с его целевым назначением. При этом на данном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся с 1992 года в оперативном управлении налогоплательщика.
Руководствуясь положениями ЗК РФ, а также Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.12.1970 (далее - ЗК РСФСР), суды обоснованно приняли во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств отказа (применительно к периоду до 2015 года включительно) от права бессрочного пользования спорным земельным участком, выделенным курорту "Аршан", а также его изъятия у заявителя.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на постановление Совета Министров СССР от 10.03.1960 N 335 "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха", статью 88 ЗК РСФСР указанные выводы судов не опровергают, поскольку передача действующих на хозяйственном расчете санаториев, домов отдыха, курортных лечебниц, поликлиник, пансионатов вместе с занятыми этим имуществом земельными участками в ведение иного органа - ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) не означала прекращения оформленных прав на земельные участки, в том числе и потому, что само по себе изменение подведомственности соответствующих хозяйствующих субъектов не предполагало передачи зданий, сооружений и земельных участков от одних предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих их использование в своей лечебно-оздоровительной деятельности, к другим.
Соответственно, упразднение ВЦСПС постановлением XIX съезда профсоюзов СССР от 27.10.1990 и определение правопреемником профсоюзного имущества Всеобщей конференция профсоюзов, закрепление за Федерацией независимых профсоюзов России (далее - ФНПР) прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом на основании договора от 17.07.1992, заключенного между Всеобщей конференцией профсоюзов и ФНПР, а также постановление Президиума ФНПР от 03.11.1992 N 7-12 о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом профсоюзов на территории Республики Бурятия, правильно оценены судами в совокупности с ранее состоявшимися правоотношениями по выделению земельного участка.
На основании изложенного, а также с учетом положений договоров об оперативном управлении собственностью профсоюзов на территории Республики Бурятия и того, что СКУП "Байкалкурорт" в рассматриваемом периоде использовало спорный земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации как часть территории национального парка, на законных основаниях (в соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ) для целей осуществления уставной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у заявителя в отношении участка с кадастровым номером 03:20:000000:51 обязанности по уплате земельного налога за 2013-2015 годы.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
В связи с этим, проверив расчет доначисленных сумм, суды пришли к правильным выводам о законности доначисления инспекцией по результатам камеральных проверок земельного налога, соответствующих ему пеней и штрафов, отсутствии оснований для возврата из бюджета уплаченного заявителем земельного налога, а также пеней, и начисления процентов за несвоевременный возврат из бюджета излишне уплаченных сумм.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление иных фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2017 года по делу N А10-5211/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.