город Иркутск |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А19-13301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае - Шаткус И. Н. (доверенность N 5-38/6881 от 23.04.2018); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" - Пенизевой О. Л. (доверенность N 32/211 от 08.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-13301/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120; ИНН 3812014066; г. Иркутск; далее - университет) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление) о признании незаконным отказа в исключении объекта - жилой дом, числящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, д. 11, реестровый N В12400002026, из перечня объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за университетом на праве оперативного управления, выраженного в отказе от 21.05.2017 по запросу N 174340; о возложении на управление обязанности по исключению из реестра федерального имущества сведений о принадлежности университету права оперативного управления на данный объект.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, при первоначальном обращении с заявлением о списании объекта недвижимого имущества университет не представил все необходимые документы в соответствии с ранее действовавшими Положением об учете федерального имущества (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества") (далее - Положение N 447) и письмом Росимущества от 22.12.2009 N 03-9754; после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834) управление не уполномочено на осуществление списания объекта федерального имущества, такие решения принимаются бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений; для внесения сведений в реестр федерального имущества университетом должен быть соблюден порядок списания объекта в соответствии с Постановлением N 834; документы, подтверждающие списание спорного объекта, университетом не представлены, в связи с чем внесение требуемых сведений в реестр невозможно; спорный объект в соответствии с передаточным актом был передан университету и закреплен за ним, включен в реестр федерального имущества; управление действовало в пределах своих полномочий; судами не приведено доказательств нарушения оспариваемым отказом закона и прав университета; кроме того, вывод судов о невозможности списания спорного объекта в порядке Постановления N 834 противоречит обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель университета - выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества N 0/1 от 01.02.2018 в отношении спорного объекта "Жилой дом, состоящий из 3 -х квартир", реестровый номер В12400002026, дата присвоения 29.09.2008 за университетом зарегистрировано право оперативного управления, что также подтверждается соглашением о закреплении государственного имущества за государственным учреждением на праве оперативного управления N 593 от 13.05.1996.
Указанный объект фактически отсутствует на протяжении длительного времени. Так, согласно письму МУП "БТИ г. Иркутска" N 5399 от 18.12.2008 и справки Иркутского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 23.08.2008 спорный объект снесен и отсутствует на земельном участке, а также снят с технического учета и исключен из реестра.
Университетом инициирована процедура по списанию и снятию указанного объекта основных средств с балансового учета, что подтверждается приказом университета N 353-О от 10.04.20107, актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) N 1 от 17.04.2007, утвержденным руководителем Федерального агентства по образованию А.В. Рождественским 15.05.2007, приказом университета N 1131-О от 24.12.2008.
01.11.2007 в адрес университета от управления поступило письмо, в котором было указано на необходимость согласования списания объекта недвижимого имущества по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко 11.
Университет письмом N 32-2468-09 от 26.11.2007 направил в адрес управления пакет необходимых для списания спорного объекта документов, в том числе акт о списании, согласованный Федеральным агентством по образованию.
В связи с тем, что списание спорного объекта произведено не было, университет неоднократно обращался к управлению с соответствующими просьбами, что подтверждается письмами N 02-1504-09 от 14.06.2013, N 32-419-09 от 24.02.2016.
В ответ на указанные письма управлением было направлено письмо N ШЕА-38/5200 от 08.04.2016, в котором в списании объекта и в исключении его из реестра федерального имущества было отказано ввиду непредставления университетом документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания объекта, а также указано на необходимость обеспечения оформления списания объекта в соответствии с положениями Постановления N 834.
13.10.2016 университет обратился с запросом N 174340 на основании электронного документооборота в уполномоченный орган с просьбой согласовать списание объекта недвижимого имущества и исключить его из реестра федерального имущества на основании ранее представленных документов. Одновременно с электронным запросом N 174340 университетом в адрес управления было направлено письмо N И-3510/16 от 12.10.2016 с просьбой повторно рассмотреть документы о списании спорного объекта. Согласно представленным в материалы дела скриншотам электронного запроса N 174340 от 13.10.2016 рассмотрение запроса было приостановлено.
Письмом N И-1959/17 от 11.05.2017 университет вновь обратился в управление с просьбой рассмотреть электронные документы (запрос N 174340) в установленном порядке, на что 21.05.2017 в электронной системе получил отказ в исключении объекта из реестра федерального имущества без указания причин.
Не согласившись с указанным отказом управления, университет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы университета.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов университета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Положением N 447 определено, что учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (пункт 2). Объектами учета федерального имущества (далее - объекты учета) является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество: недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу); движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество) (пункт 3). Учет федерального имущества и ведение реестра также осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов) (пункт 6).
Согласно пункту 21 Положения N 447 при изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 настоящего Положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета: а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее - запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них; б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
В соответствии с пунктом 27 Положения N 447 территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений: а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в случаях, указанных в данном пункте.
В силу пункта 41 Положения N 447 при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения: а) проводит экспертизу поступивших документов; б) формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; в) исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения и вносит в них новые сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.
Обращаясь с заявлением о внесении изменений в реестр федерального имущества в части исключения спорного объекта недвижимости, университет указывал на то, что данный объект фактически отсутствует.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт обследования земельного участка Иркутского городского отдела Восточно-Сибирского филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" от 14.11.2006, комиссионный акт осмотра объекта недвижимого имущества от 17.04.2007, акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) N 1 от 17.04.2007, справку Иркутского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 23.08.2008, письмо МУП БТИ г. Иркутска N 5399 от 18.12.2008, приказ университета N 1131-О от 24.12.2008, письма университета N 32-2468-09 от 26.11.2007, N 02-1504-09 от 14.06.2013, N 32-419-09 от 24.02.2016, N И-3510/16 от 12.10.2016, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции обоснованно установили, что университетом в порядке пункта 21 Положения N 447 в управление направлен весь пакет документов, необходимых для внесения достоверных и актуальных сведений в реестр федерального имущества в отношении объекта - "Жилой дом, состоящий из 3-х квартир" по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, 11.
Фактическое отсутствие указанного объекта управление не оспаривает, данное обстоятельство подтверждается также актом осмотра здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полины Осипенко, 11, от 02.02.2018.
Поскольку в Положении N 447 закреплен критерий достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе, в данном случае при получении от университета соответствующего запроса управление должно было совершить действия, предусмотренные пунктом 27 Положения N 447, чего последним по существу сделано не было.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что вынесенный управлением отказ не соответствует требованиям Положения N 447, в частности закрепленным в нем критериям полноты, достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе, в связи с чем действия управления по отказу во внесении в реестр федерального имущества сведений о спорном объекте правомерно признаны незаконными.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы кассационной жалобы проверены судом и подлежат отклонению, как основанные на неверном применении норм материального права и направленные на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2018 года по делу N А19-13301/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.