город Иркутск |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А19-19865/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2018 года по делу N А19-19865/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гаврилов О.В.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ломако Н.В., Каминский В.Л.),
установил:
муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800837060, ИНН 3803100706, далее - МБУК "ЦБС г. Братска", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 о признании недействительными решений от 31.07.2017 N 43 осс/р, от 31.07.2017 N 38 осс/д, от 31.07.2017 N 56 н/с.
Определением суда от 11 января 2018 года на основании ходатайства МБУК "ЦБС г. Братска" произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - государственным учреждением - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года, требования страхователя удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и отказать страхователю в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что районный коэффициент при расчете пособий применяется не к минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ), а к исчисленному застрахованному лицу исходя из МРОТ размеру пособий.
Страхователь в отзыве просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а также заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жлобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки МБУК "ЦБС г. Братска" фондом приняты решения от 31.07.2017 N 43 осс/р, от 31.07.2017 N 38 осс/д, от 31.07.2017 N 56 н/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, начислении соответствующих сумм взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начислении соответствующих сумм пеней и штрафов.
Фондом не приняты к зачету расходы в сумме 1050 рублей 88 копеек (по Огородникову Д.В. л/н N 139136114227 и Кайгородовой Е.Ю. л/н N 102655374145), поскольку страхователем начислены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ с применением районного коэффициента.
На основании статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375) фонд пришел к выводу, что при исчислении пособий районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному размеру пособия. Фактический заработок сравнивается с МРОТ без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие начисляется исходя из размера МРОТ и после этого конечный результат умножается на районный коэффициент.
Не согласившись с решением фонда, МБУК "ЦБС г. Братска" обжаловало его в судебном порядке.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований страхователя исходя из того, что при начислении и выплате спорных пособий в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, указанные коэффициенты подлежат применению на первом этапе расчета пособий - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа не находит оснований для отмены рассматриваемых судебных актов.
Согласно статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании пункта 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу положений статьи 11 Закона 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 11.1 Положения N 375, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
На основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории г. Братска, Братского района установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 66-Г08-1 подтверждена законность принятого постановления, признано, что размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые были установлены ранее компетентными органами.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к обоснованному выводу о том, что в целях исчисления спорных пособий районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.
Это предполагает, что минимальный размер оплаты труда, который применяется в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, для целей сравнения со средним заработком работника, из которого районный коэффициент не исключается, также подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работника с учетом районного коэффициента и МРОТ на этапе расчета пособий работникам, страхователь правомерно увеличил МРОТ на районный коэффициент.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания решений фонда недействительными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2018 года по делу N А19-19865/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 66-Г08-1 подтверждена законность принятого постановления, признано, что размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые были установлены ранее компетентными органами.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к обоснованному выводу о том, что в целях исчисления спорных пособий районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.
Это предполагает, что минимальный размер оплаты труда, который применяется в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, для целей сравнения со средним заработком работника, из которого районный коэффициент не исключается, также подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работника с учетом районного коэффициента и МРОТ на этапе расчета пособий работникам, страхователь правомерно увеличил МРОТ на районный коэффициент."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2018 г. N Ф02-3002/18 по делу N А19-19865/2017