г. Чита |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А19-19865/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2018 года по делу N А19-19865/2017 по заявлению МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА БРАТСКА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА (ОГРН 1023800837060, ИНН 3803100706, АДРЕС: 665724, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД БРАТСК, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, УЛИЦА РЯБИКОВА, 12) к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, АДРЕС: 664007, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ТИМИРЯЗЕВА, 35) о признании недействительным решений,
(суд первой инстанции - О.В. Гаврилов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению-Иркутскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 (далее - фонд) о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.07.2017 N 43 осс/р, решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.07.2017 N 38 осс/д, решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.07.2017 N 56 н/с.
Определением суда от 11.01.2018, на основании ходатайства заявителя, произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 надлежащим - Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области признаны недействительными принятые директором ФИЛИАЛА N 9 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ-ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ решение N 43 ОСС/р от 31.07.2017 года "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также решение N 38 осс/д от 31.07.2017 года "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", как не соответствующие действующему законодательству РФ. Взысканы с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ-ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА БРАТСКА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисление застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размер пособий определяется с учетом этих коэффициентов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-19865/2017 от 24 января 2018 года по заявлению Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска к Государственному учреждению -Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений.
Полагает, что районный коэффициент применяется не к минимальному размеру оплаты труда, а к уже исчисленному из минимального размера оплаты труда размеру пособия. Фактический заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из минимального размера оплаты труда. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв учреждения, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.04.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствтие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.06.2017 главным специалистом - ревизором отдела проверок филиала N 9 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска, по результатам которой составлены акты от 21.06.2017 N 56 осс/р, N 44 осс/д, N 56 н/с на основании которых приняты решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.07.2017 N 43 осс/р, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.07.2017 N 38 осс/д, решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.07.2017 N 56 н/с.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обратился в Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с жалобой об отмене пунктов 2,3 по акту от 21.06.2017 N 56 осс/р, пунктов 10.1, 11 по акту от 21.06.2017 N 56 н/с, пунктов 10, 11 по акту от 21.06.2017 N 44 осс/д.
Рассмотрев жалобу заявителя, Фондом 13.09.2017 отменены решения от 31.07.2017 N 38 осс/д и N 56 н/с в части не принятия к зачету расходов, произведенных по листкам нетрудоспособности N 139 133 584 298 и N 139 133 608 623 в размере 284 руб. 76 коп. в остальной части в удовлетворении жалобы Фондом было отказано.
Не согласившись с решениями Фонда, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.07.2017 N 43 осс/р, решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.07.2017 N 38 осс/д, решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.07.2017 N 56 н/с.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права заявителя именно ответчиком.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и используются только на целевое финансирование установленных мероприятий. Нецелевое расходование денежных средств бюджета обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность соответствующих должностных лиц. Поэтому в соответствии с п. 25 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации региональные отделения Фонда и их филиалы осуществляют контроль за расходованием средств страхователями, в установленных случаях принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию.
В соответствии с п. 1 - 3 ч. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации страховщик вправе проводить экспертизу страхового случая, проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения и не принимать к зачету (к возмещению) расходы, произведенные с нарушением законодательства, либо не подтвержденные документально.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Как правильно установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска ответчиком не приняты к зачету расходы в сумме 1335 руб. 64 коп.:
за период январь 2014 - 1006 руб. 60 коп. (л/н N 102655374145);
за период август 2014 - 142 руб. 38 коп (л/н N 139133584298);
за период сентябрь 2014 - 142 руб. 38 коп., (л/н N 139133608623);
за период октябрь 2014 - 44 руб. 28 коп.(л/н N 139136114227).
Не принятая к зачету сумма 284 руб. 76 коп. по листкам нетрудоспособности N 139133584298, N 139133608623 внесена Миромановой А.В. в кассу заявителя 25.07.2017.
По мнению заявителя, данная сумма не может признаваться объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как не является выплатой, производимой работодателем в пользу работника (Письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/B-76).
Фондом 13.09.2017, после рассмотрения жалобы заявителя, решения от 31.07.2017 N 38 осс/д и N 56 н/с в части не принятия к зачету расходов, произведенных по листкам нетрудоспособности N 139 133 584 298 и N 139 133 608 623 в размере 284 руб. 76 коп. признаны незаконными и отменены.
Вместе с тем, не приняты к зачету расходы в сумме 1050 руб. 88 коп. (по Огородникову Д.В. л/н N 139136114227 и Кайгородовой Е.Ю. л/н N 102655374145).
Как указал Фонд социального страхования, страхователем начислены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда с применением районного коэффициента.
Пунктом 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвуржденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, начисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии со статьей 14 Федерального затона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона 255-ФЗ определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В связи с чем Положением установлено, что районный коэффициент применяется не к минимальному размеру оплаты труда, а к исчисленному застрахованному лицу исходя из МРОТ размеру пособия, то есть районный коэффициент подлежит применению на самом последнем этапе исчисления пособия.
При этом сравнение фактического среднего заработка работника с действующим минимальным размером оплаты труда производится через средний дневной заработок (пункт 2 Письма ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129).
Таким образом, районный коэффициент применяется не к минимальному размеру оплаты труда, а к уже исчисленному из минимального размера оплаты труда размеру пособия. Фактический заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из минимального размера оплаты труда. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.
Из буквального толкования норм действующего законодательства следует, что районный коэффициент нужно применять уже к исчисленной исходя из минимального размера оплаты труда сумме пособия. Увеличение минимального размера оплаты труда на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком работника, исчисленным за расчетный период, не производится,
Пособия по временной нетрудоспособности по указанным листкам нетрудоспособности должны быть определены Страхователем исходя из среднего заработка, исчисленного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, поскольку при сравнении среднедневного заработка с минимальным размером оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая средний заработок, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, оказался выше минимального размера оплаты труда. В связи с этим, страхователем допущена переплата по листкам нетрудоспособности: N 102 655 374 145 и N 139 136 114 227 в размере 1050 руб. 88 коп.
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе, оценив которые, суд первой инстанции правомерно с ними не согласился по следующим мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий.
В части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ определено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статьям 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальном у размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11данного Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с частью 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1988 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, северная надбавка устанавливается в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Районный коэффициент в городе Иркутске утвержден в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15.10.1969 года N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время установлен". Во исполнение данного постановления 21.10.1969 Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС принято постановление N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен и о порядке его применения". Согласно данному постановлению в Иркутской области утвержден районный коэффициент 1,2.
Поскольку на территории Иркутской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2, то для расчета пособий по временной нетрудоспособности, исчисление среднего дневного заработка должно производиться из МРОТ с учетом районного коэффициента, что не противоречит части 1.1. статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункту 11.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 года N 375, в котором указано, что в случае, если средний заработок ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленном на день наступления страхового случая.
Таким образом, в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисление застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размер пособий определяется с учетом этих коэффициентов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, он подлежит применению на первом этапе расчета пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ, поэтому им правильно отклонены доводы фонда о том, что страхователем необоснованно применен районный коэффициент к минимальному размеру оплаты труда на стадии определения минимального среднего дневного заработка, что привело к неправильно исчисленной сумме пособия, причитающегося застрахованному лицу.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на неправильном толковании указанных норм права.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решения N 38 осс/д и N 43 осс/р подлежат признанию недействительными, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлине обоснованно взысканы с фонда в пользу учреждения, поскольку происходит взыскание не государственной пошлины, а судебных расходов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2018 года по делу N А19-19865/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19865/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2018 г. N Ф02-3002/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Братска" муниципального образования города Братска
Ответчик: Государственное учреждение-иркутское региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N9