город Иркутск |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А33-13151/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Качур Ю. И., секретарь судебного заседания Сучкова Н. Ю.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Современные технологии" - Бочаровой Ю. Ю. (доверенность от 08.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 года по делу N А33-13151/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Борисов Г. Н., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Современные технологии" (ОГРН 1102404000050; ИНН 2404013739; г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенного в письме N 13755 от 28.05.2017.
В целях восстановления нарушенных прав и интересов общество просило обязать департамент в течение одного месяца с даты вступления решения в суда в законную силу осуществить подготовку проекта распоряжения администрации города Красноярска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в заявлении общества, и выдать ему копию распоряжения.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным отказа департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка. На департамент возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление общества.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, апелляционным судом неверно применены положения Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск (утв. решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122) (далее - Правила землепользования), в соответствии с пунктом 17 которых к основным видам разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4 не предусмотрен такой вид разрешенного использования как размещение объектов связи; обществом при обращении с заявлением не представлено доказательств наличия у него права на приобретение земельного участка без проведения торгов ввиду размещения на испрашиваемом земельном участке объектов связи.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить её без удовлетворения, обжалуемый судебный акт - без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, распоряжением администрации города Красноярска N 1412-арх от 04.07.2014 учреждению разрешено проектирование здания многоэтажного жилого дома на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 11 856 кв.м, в том числе 1 343 кв.м - охранная зона инженерных сетей, 1 358 кв.м - площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Крайняя, 12.
Распоряжением администрации города Красноярска N 1878-недв от 18.04.2016 учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0500125:135, площадью 11 856 кв.м, в том числе 1 343 кв.м - охранная зона инженерных сетей, 1 358 кв.м - площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Крайняя, 12, для строительства многоэтажного жилого дома.
Общество 03.05.2017 обратилось в департамент с заявлением вх.N 8523-ги о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с целью размещения объектов связи на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Департамент письмом N 13755-ги от 29.05.2017 отказал обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения объектов связи по следующим основаниям: границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют установленным требованиям ЗК РФ, поскольку имеют признаки вкрапливания; распоряжением Администрации города Красноярска N 1412-арх от 04.07.2014 в отношении испрашиваемого участка принято решение о разрешении учреждению проектирование многоквартирного жилого дома.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4, в которой согласно пункту 17 Правил землепользования не предусмотрен такой вид разрешенного использования как размещение объектов связи; обществом не доказано наличие у него оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов в целях размещения объектов связи.
Третий арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда, признав их ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела, и удовлетворил заявленные требования.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Руководствуясь указанными нормами, а также положениями подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявление общества вх.N 8523-ги от 03.05.2017, схему расположения земельного участка на бумажном носителе и CD-диске, заключение кадастрового инженера Булгакова Д.В., сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 2437-уарх от 26.09.2017, представленные Управлением архитектуры администрации города Красноярска, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности департаментом наличия оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, изложенных в письме N 13755 от 28.05.2017.
Кроме того, в соответствии со статьёй 17 Правил землепользования зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов. К основным видам разрешенного использования в указанной территориальной зоне относится, в том числе коммунальное обслуживание (код - 3.1), за исключением стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники (подпункт 3 пункта 2).
Согласно Классификатору код 3-1 (коммунальное хозяйство) включает в себя линии и телефонные станции, из чего следует, что градостроительный регламент предусматривает размещение в территориальной зоне Ж-4 объектов связи.
Вопреки выводам суда первой инстанции об отсутствии у общества соответствующих документов, подтверждающих заявленную цель предоставления испрашиваемого земельного участка (для размещения объектов связи), суд апелляционной инстанции верно указал, что исчерпывающий перечень документов, которые подлежат предоставлению в уполномоченный муниципальный орган в целях предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, предусмотрен пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ и пунктом 25 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утв. приказом Минэкономразвития России от 12.10.2015 N 1).
Указанный перечень документов не предусматривает обязанность представлять документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Кроме того, департаментом в письме N 13755 от 28.05.2017 не указаны иные, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в аренду для размещения объекта связи без проведения торгов, а также ссылка на отсутствие оснований для применения подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ департамента правомерно признан апелляционным судом не соответствующим нормам земельного законодательства, нарушающим права общества на предоставление земельного участка в целях осуществления экономической деятельности, что свидетельствует о наличии предусмотренных главой 24 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных апелляционным судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 года по делу N А33-13151/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.