город Иркутск |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А19-3176/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лю-фа-хуан Д.А.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области Шатровой А.А. (доверенность от 10.01.20224, диплом, паспорт), с использованием веб-конференции представитель общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь" Воронежской И.А. (доверенность от 15.02.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по делу N А19-3176/2023 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь" (ИНН: 5402525254, ОГРН: 1105402003904, далее - ООО "Инвитро-Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области, фонд) в лице Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области с требованиями:
1) о признании акта N 53 от 05.12.2022 плановой комплексной выездной проверки ООО "Инвитро-Сибирь" недействительным в части:
- выводов об использовании средств обязательного медицинского страхования ООО "Инвитро-Сибирь" в размере 345 700 рублей в декабре 2021 года на выплату заработной платы работникам, не осуществляющим деятельность в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункта 13 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2020, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и подлежит возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области;
- требований о возврате в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего Требования (отсчет ведется с первого рабочего дня, следующего за днем его предъявления) средств ОМС в размере 345 700 рублей, использованные не по целевому назначению, в том числе: 345 700 рублей - за период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
- требований об уплате в бюджет ТФОМС Иркутской области штрафа в сумме 34 570 рублей (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период);
- требования о предоставлении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков в срок, указанный в требовании (относительно нецелевого использования);
2) о признании сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт плановой комплексной проверки ООО "Инвитро-Сибирь" от 05.12.2022 N 53 незаконным;
3) о признании требования от 16.12.2022 N 02-739/22-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.10.2020 по 01.10.2022 недействительным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований ООО "Инвитро" о признании недействительными:
1) акта плановой комплексной проверки N 53 от 05.12.2022 в части:
- выводов о возврате в бюджет ТФОМС Иркутской области использованных не по целевому назначению средств ОМС в размере 345 700 рублей за период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
- требований о возврате в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования средств ОМС в размере 345 700 рублей, использованные не по целевому назначению, в том числе: 345 700 рублей - за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
2) сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт плановой комплексной проверки от 05.12.2022 N 53 в части возврата в бюджет средств ОМС в размере 345 700 рублей за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в бюджет ТФОМС Иркутской области;
3) пункта 2.1 Требования от 16.12.2022 N 02-739/22-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.10.2020 по 01.10.2022 и возврате в бюджет ТФОМС Иркутской области средств ОМС за период с 01.01.2021 по 01.01.2022 в сумме 345 700 рублей.
В отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении требований.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2023 года оставлено без изменения.
ТФОМС Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судом статьи 39 Закона N 326-ФЗ, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции ТФОМС Иркутской области указывает на то, что средства ОМС, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет Территориального фонда ОМС, считает ошибочными и не основанными на нормах права выводы суда апелляционной инстанции о правомерности восстановления таких средств обществом на лицевом счете ОМС. По мнению фонда, самостоятельное восстановление ООО "Инвитро-Сибирь" на своем же лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, в рассматриваемом случае не означает возможность дальнейшего использования восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы ОМС, то есть по целевому назначению, поскольку восстановление средств, использованных не по целевому назначению в 2021 году, произошло в следующем отчетном периоде.
ООО "Инвитро-Сибирь" в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с доводами кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
По настоящему делу кассационная жалоба ТФОМС Иркутской области в порядке автоматизированного распределения дел в программе АИС "Судопроизводство" передана для рассмотрения под председательством судьи Кореневой Т.И., определением суда от 05 февраля 2024 года принята к производству, судебное заседание назначено на 12 марта 2024 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2024 года в составе: председательствующего Кореневой Т.И., судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М. производство по кассационной жалобе ТФОМС Иркутской области приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А76-10126/2022.
Определением суда округа от 04 апреля 2024 года произведена замена председательствующего судьи Кореневой Т.И. в связи прекращением полномочий судьи ввиду ухода в отставку. В порядке автоматизированного распределения дел в программе АИС "Судопроизводство" дело N А19-3176/2023 передано для рассмотрения под председательством судьи Ананьиной Г.В.
Определением суда округа от 10 апреля 2024 года произведена замена судьи Шелёминой М.М. в ввиду нахождения в отпуске судьей Курочкиной И.А. и сформирован состав суда, рассматривающий дело N А19-3176/2023, председательствующий Ананьина Г.В., судьи: Курочкина И.А., Рудых А.И.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2024 года (с учетом исправленной определением суда округа от 15 мая 2024 года опечатки) возобновлено производство по кассационной жалобе ТФОМС Иркутской области, судебное заседание назначено на 16 мая 2024 года в 10 часов 00 минут.
Кассационная жалоба рассматривается с самого начала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представители фонда и общества поддержали свои доводы и возражения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 16 мая 2024 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 23 мая 2024 года и до 10 часов 40 минут 30 мая 2024 года. После перерыва, судебное заседание продолжено в присутствии представителей сторон.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказов от 07.11.2022 N 105, от 01.12.2022 N 113 Иркутским филиалом ТФОМС Иркутской области проведена плановая комплексная выездная проверка использования ООО "Инвитро-Сибирь" средств ОМС за период с 01.10.2020 по 01.10.2022.
По итогам проверки Иркутским филиалом ТФОМС Иркутской области составлен акт N 53 от 05.12.2022, которым выявлено нецелевое использование средств ОМС в размере 345 700 рублей, а именно перечисление ООО "Инвитро-Сибирь" денежных средств с лицевого счета ОМС на выплату аванса за декабрь 2021 года персоналу медицинской организации, не осуществляющему деятельность в рамках территориальной программы ОМС, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункта 13 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2020.
18.01.2022 денежные средства восстановлены обществом на лицевом счете ОМС.
ООО "Инвитро-Сибирь" не согласилось с указанными выводами и требованиями, содержащимися в акте проверки N 53 от 05.12.2022, направив в адрес Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области возражения со ссылкой на ошибочность произведенных перечислений и восстановление средств на счете.
В ответ на возражения Иркутский филиал ТФОМС Иркутской области направил ООО "Инвитро-Сибирь" сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт, согласно которому: 1) признал возражения ООО "Инвитро-Сибирь" не обоснованными;
2) отклонил все доводы ООО "Инвитро-Сибирь"; 3) оставил акт проверки N 53 от 05.12.2022 без изменений; 4) принял решение о возврате средств ОМС в размере 345 700 рублей, использованных не по целевому назначению, в бюджет ТФОМС Иркутской области на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Иркутский филиал ТФОМС Иркутской области направил ООО "Инвитро-Сибирь" требование от 16.12.2022 об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки.
ООО "Инвитро-Сибирь" не согласившись с результатам проверки обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые акты приняты в соответствии с действующим законодательством. При этом суд исходил из того, что имеется факт нецелевого расходования средств ОМС и обязанность у общества по их восстановлению в бюджет ТФОМС Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части выводов об обязанности общества возвратить средства в бюджет ТФОМС Иркутской области, исходил из того, что данные средства ООО "Инвитро-Сибирь" уже были восстановлены на лицевом счете ОМС, а фонд повторно обязывает медицинскую организацию перечислить в бюджет ТФОМС спорную сумму, тем самым фактически не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в связи со следующим.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Фондом в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, статьи 35 Закона N 326-ФЗ обществом допущено нецелевое использование средств ОМС в декабре 2021 года, произведены расходы в сумме 345 700 рублей на выплату заработной платы работникам, не оказывающим медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС.
Общество не оспаривает факт нецелевого расходования средств ОМС, при рассмотрении настоящего спора указывало на самостоятельное восстановление в январе 2022 года на лицевом счете израсходованных средств ОМС в сумме 345 700 рублей, что также отражено фондом в акте проверки.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2024 года N 309-ЭС23-19711, при решении вопроса об освобождении медицинского учреждения от обязанности по возврату в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению, существенное значение имеют обстоятельства, связанные с тем в каком именно периоде учреждением фактически произведено восстановление спорных денежных средств, а именно: в том же периоде, на который эти средства были выделены из фонда ОМС и подлежали расходованию учреждением в рамках программы ОМС, или в другом периоде, в том числе после начала проведения фондом проверки целевого использования средств ОМС, полученных учреждением.
Как следует из материалов дела и установлено судами, использованные обществом в декабре 2021 года средства ОМС не по целевому назначению поступили на лицевой счет ОМС медицинской организации в другом финансовом периоде - 18.01.2022.
При таких обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности возложения фондом на общество обязанности по возврату в бюджет фонда средств ОМС в сумме 345 700 рублей, использованных не по целевому назначению, что соответствует положениям части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В настоящем случае, ввиду того, что средства были восстановлены в другом финансовом периоде, не имеет правового значения их восстановление до начала проведения проверки.
Как верно указал суд первой инстанции, положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
В связи с вышеизложенным, суд округа считает, что выводы суда апелляционной инстанции о незаконности требования фонда по возврату в бюджет фонда средств ОМС постановлены при неправильном применении норм материального права. Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества в данной части, являются правильными.
Учитывая изложенное, постановление апелляционного суда в части отмены решения суда первой инстанции и принятия в данной части нового судебного акта об удовлетворении требований ООО "Инвитро-Сибирь", а также в части распределения расходов по уплате государственной пошлины в пользу ООО "Инвитро-Сибирь", подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Иркутской области подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по делу N А19-3176/2023 Арбитражного суда Иркутской области в части отмены решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2023 года и принятия в данной части нового судебного акта об удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь", а также в части взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь" расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей.
В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2023 года по делу N А19-3176/2023.
В остальной части постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по делу N А19-3176/2023 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указал суд первой инстанции, положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
...
Отменить постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по делу N А19-3176/2023 Арбитражного суда Иркутской области в части отмены решения Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2023 года и принятия в данной части нового судебного акта об удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь", а также в части взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвитро-Сибирь" расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2024 г. N Ф02-576/24 по делу N А19-3176/2023