город Иркутск |
|
28 февраля 2019 г. |
N А19-10128/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии представителя истца - Марковой Кристины Андреевны (доверенность от 20.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Нийского сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2018 года по делу N А19-10128/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П.; апелляционный суд: Корзова Н.А., Монакова О.В., Оширова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию Нийское сельское поселение в лице администрации Нийского сельского поселения Усть-Кутского района Иркутской области (ОГРН 1053818028329, ИНН 3818019310, далее - муниципальное образование) о взыскании 276 124 рублей 27 копеек задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии, возникших сетях ответчика в декабре 2015 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права (пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 4, 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)), неполным выяснением фактических обстоятельств дела.
Податель кассационной жалобы указал, что он не относится к субъектам, обязанным оплачивать потери электрической энергии, поскольку не является сетевой организаций и не владеет объектами электросетевого хозяйства. Истцом не доказан факт принадлежности линий электропередач и трансформаторных подстанций муниципальному образованию, не обоснован и документально не подтвержден объем потерь, не представлен двусторонний акт сверки.
Истец отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
Ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлен в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество в спорный период осуществляло продажу электрической энергии, обладая статусом гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Усть-Кутского района Иркутской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2017 по делу N А19-17830/2015 установлено, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 05.12.2007 N 765-и в муниципальную собственность Нийского сельского поселения передано электросетевое имущество, расположенное в пос. Ния, в том числе кабельные линии электропередач (ВЛ-0,4 кВт протяженностью 2,99 км, ВЛ-10 кВт протяженностью 1,42 км), воздушные линии электропередач (АС 95-10 кВт протяженностью 3,43 км, АС 50-0,4 кВт протяженностью 1,50 км), трансформаторные подстанции - 5 шт. Данное имущество является электросетевым и используется для передачи электрической энергии потребителям пос. Ния (физические и юридические лица).
По расчету гарантирующего поставщика, объем потерь электрической энергии, возникших в сетях ответчика за декабрь 2015 года, составил 161,364 кВтч на сумму 276 124 рублей 27 копеек.
Ссылаясь на неисполнение муниципальным образованием обязательств по оплате потерь электрической энергии, имевших место в принадлежащих ему сетях, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обязанности муниципального образования в лице администрации как владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, оплатить фактические потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих ей сетях, а также из обоснованности произведенного истцом расчета фактических потерь и отсутствия доказательств оплаты задолженности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 133, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по своей инициативе определяет наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
Материально-правовым требованием по настоящему делу является взыскание с владельца объектов электросетевого хозяйства стоимости фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ему сетях.
Согласно пункту 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Как следует из содержания искового заявления и представленной истцом информации (листы дела 120-126 в томе 1), объем фактических потерь электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства муниципального образования за спорный период определен гарантирующим поставщиком в соответствии с положениями пунктов 50, 51 Правил N 861. При этом объем поступившей в сеть ответчика электрической энергии составляет 661,210 кВт/ч, объем переданной другой сетевой организации электрической энергии (ОАО "РЖД") - 17,765 кВт/ч, объем полученной потребителями в точках поставки из сети ответчика - 482,081 кВт/ч (из них: население - 211,597 кВт/ч, прочие потребители - 270,484 кВт/ч).
Вместе с тем суды в нарушение требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали надлежащим образом обстоятельства, связанные с объемом предъявленных к взысканию потерь и их стоимостью.
Суды не проверили расчет объема потерь с точки зрения правильности использованных показателей. В обжалуемых судебных актах не указаны доказательства, на которых основаны выводы судов о подтверждении предъявленного к взысканию объема потерь (т.е. объема вошедшей в сети ответчика энергии, объема переданной конечным потребителям энергии - юридическим и физическим лицам, объема переданной иным сетевым организациям энергии).
В исковом заявлении и счете-фактуре не указан способ определения истцом объема электроэнергии, потребленной населением муниципального образования.
В суде кассационной инстанции представитель истца пояснил, что объем переданной из сети ответчика энергии определен им по юридическим лицам (всем) - на основании показаний приборов учета, по гражданам - по показаниям приборов учета (часть) и расчетным способом (по нормативу и по среднесуточному потреблению), однако соответствующие расчеты и доказательства, подтверждающие полезный отпуск, в материалы дела не представлялись и судами не истребовались.
В связи с отсутствием в материалах дела расчетов документального обоснования объема отпущенной из сети ответчика энергии суд кассационной инстанции лишен возможности проверить довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности определения истцом объема потерь.
Нельзя признать обоснованным и вывод судов о признании ответчика владельцем объектов электросетевого хозяйства. Данный вывод сделан судами без учета норм права и имеющихся в деле доказательств.
Из системного анализа абзаца 3 пункта 4 статьи 26, абзаца 1 пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункта 51 Правил N 861, пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений N 442 следует, что к субъектам, обязанным оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Эти лица оплачивают потери электроэнергии в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Для целей применения указанного законодательства иными владельцами объектов электросетевого хозяйства являются не только собственники, но также арендаторы объектов электросетевого хозяйства, и иные лица, которые фактически пользовались и владели объектами электросетевого хозяйства в отсутствие письменного договора, но при наличии фактически сложившихся договорных отношений (пункт 1 статьи 162, статьи 210, 308, 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В данном случае согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 05.12.2007 N 765-и в муниципальную собственность Нийского сельского поселения передано электросетевое имущество: кабельные линии электропередач (ВЛ-0,4 кВт протяженностью 2,99 км, ВЛ-10 кВт протяженностью 1,42 км), воздушные линии электропередач (АС 95-10 кВт протяженностью 3,43 км, АС 50-0,4 кВт протяженностью 1,50 км), трансформаторные подстанции NN 1-5.
В материалах дела имеется договор безвозмездного пользования от 01.01.2011 N 1, в соответствии с условиями которого администрация муниципального образования передает Управляющей компании общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" в безвозмездное пользование объекты электросетевого хозяйства, указанные в приложении N 1 "Акт-приема передачи" (дизельная электростанция, линии электропередач, трансформаторные подстанции в пос. Ния). Имущество передано с целью использования его по назначению.
Однако суды не дали правовой оценки данному договору, не установили, кто является фактическим владельцем и пользователем объектов электросетевого хозяйства, в которых возникли предъявленные к взысканию потери.
Поскольку арбитражными судами не полностью установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора (обстоятельства, связанные с фактическим владельцем объектов электросетевого хозяйства, объемом потерь и их стоимостью), и не дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле доказательствам на предмет их относимости и допустимости, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, предложить истцу представить расчет объема потерь с документальным обоснованием приведенных в нем сведений (составляющих), оценить имеющиеся в деле доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности, и в зависимости от установленного разрешить спор, а также распределить расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2018 года по делу N А19-10128/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа абзаца 3 пункта 4 статьи 26, абзаца 1 пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункта 51 Правил N 861, пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений N 442 следует, что к субъектам, обязанным оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Эти лица оплачивают потери электроэнергии в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Для целей применения указанного законодательства иными владельцами объектов электросетевого хозяйства являются не только собственники, но также арендаторы объектов электросетевого хозяйства, и иные лица, которые фактически пользовались и владели объектами электросетевого хозяйства в отсутствие письменного договора, но при наличии фактически сложившихся договорных отношений (пункт 1 статьи 162, статьи 210, 308, 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2019 г. N Ф02-84/19 по делу N А19-10128/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5844/19
11.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5921/18
17.07.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5921/18
21.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10128/18
19.04.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5921/18
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-84/19
13.11.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5921/18
29.08.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10128/18