город Иркутск |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А33-10961/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судей Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющих организацию видеоконференц-связи, Полищук Е.В., Винокуровой М.Ю., при ведении протоколов отдельного процессуального действия секретарями судебного заседания Литвиновой А.С., Немцовой И.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края и в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей: муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" Арцимович Л.С. (доверенность от 15.02.2024 N 50, удостоверение адвоката); Муниципального учреждения "Департамент инженерного обеспечения" администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Сабурова И.Я. (доверенность от 12.04.2022, диплом), Сабуровой Т.Ю. (доверенность от 12.04.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года по делу N А33-10961/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда 30 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения "Департамент инженерного обеспечения" администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - Департамент) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (ИНН 8802000955, ОГРН 1028800003066, с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края; далее - МП ЭМР "Байкитэнерго", Предприятие) о взыскании неосновательного обогащения в размере 6 128 641 рубль 90 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 149 201 рубль 43 копейки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - Администрация), Красноярский край в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2024 года, принят отказ Департамента от иска в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 6 128 641 рубль 90 копеек, производство по иску в данной части прекращено. В остальной части иск удовлетворен. С Предприятия в пользу Департамента взыскано 804 402 рубля 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
МП ЭМР "Байкитэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 17, 153, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон Красноярского края N 7-2835), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что передача тепловой энергии в 2019, 2020 годах в незаселенные жилые помещения (квартиры) муниципального жилого фонда осуществлялась на основании муниципальных контрактов, заключенных с Администрацией, содержащих указание на правовой акт об утверждении предельного индекса увеличения размера платы граждан за услуги, размер предельного индекса, на расчет цены контрактов без учета субсидий, определяемых в размере, превышающем установленный предельный индекс повышения размера платы, при этом согласована фактическая стоимость услуг отопления до их заселения и размер субсидии; сумма поставленного ресурса с применением предельных индексов повышения платы оплачена Администрацией в полном объеме; получение Предприятием компенсации соответствует целям и условиям ее предоставления, определенным Законом Красноярского края N 7-2835; специфика коммунального ресурса "тепловая энергия" предполагает необходимость его потребления в течение отопительного периода вне зависимости от заселенности многоквартирного дома; тепловая энергия поставлялась в помещения, предназначенные для проживания граждан; поставка данного ресурса в пустующие (незаселенные) помещения не влияет на цель использования отпущенной тепловой энергии (коммунально-бытовые нужды); применение в отношении таких помещений тарифа, установленного для категории "прочие потребители", неприменение предельных индексов при расчете платы за коммунальные услуги повлечет нарушение принципа равенства участников гражданско-правовых отношений; учитывая изложенное, со стороны ответчика отсутствует неосновательное обогащение и, соответственно, не имеется правовых оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); МП ЭМР "Байкитэнерго" и третьи лица своих представителей в судебное заседание 12 марта 2024 года не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Департамента в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 марта 2024 года до 26 марта 2024 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено с использованием систем видеоконференц-связи в том же составе судей.
Представители Предприятия и Департамента подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 марта 2024 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Предприятия отложено на 16 мая 2024 года на 11 часов 40 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2024 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с прекращением полномочий судьи Кореневой Т.И. ввиду ухода в почётную отставку, в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Кореневой Т.И. судьей Курочкиной И.А..
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
Представители Департамента подтвердили доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу и дополнительных пояснениях.
В судебном заседании 16 мая 2024 года объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 23 мая 2024 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2019-2020 годах между Администрацией и МП ЭМР "Байкитэнерго", как единственным поставщиком по оказанию услуг теплоснабжения по регулируемым ценам (тарифам) на территории села Байкит, заключались муниципальные контракты, предметом которых являлось предоставление Администрации услуг по теплоснабжению путем подачи заказчику тепловой энергии, на отопление жилых помещений муниципального жилого фонда до их заселения (пункт 1.1). Разделом 3 контрактов определена цена контрактов, рассчитанная без учета субсидий, определяемых в размере, превышающем установленный предельный индекс повышения размера платы по каждому жилому помещению отдельно.
28.01.2019 между Департаментом и МП ЭМР "Байкитэнерго" (исполнитель) заключено соглашение N 01-ФСТ о возмещении недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предметом данного соглашения является предоставление исполнителю коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2019 году в размере 231 517 846 рублей при условии, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Также между истцом и ответчиком 27.01.2020 заключено соглашение N 01-КУ о возмещении недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2020 N 01/3-КУ), предметом которого является предоставление получателю из районного бюджета в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с возмещением недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги при оказании коммунальных услуг (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 514, раздел/подраздел 0502, целевая статья 5800075700, вид расходов 811 в рамках муниципальной программы Эвенкийского муниципального района "Реформирование и модернизация энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Эвенкийского муниципального района", утвержденной Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 29.11.2019 N 531-п; а также в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг исполнителям коммунальных услуг. Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с соглашением, из районного бюджета составляет 262 329 775 рублей, в том числе кредиторская задолженность за 2019 в сумме 2 075 510 рублей.
Субсидии в общей сумме за 2019-2020 годы в сумме 493 847 621 рубль получены Предприятием, что подтверждается платежными поручениями.
Счетной палатой Красноярского края по результатам проверки расходования Администрацией Эвенкийского муниципального района средств субвенций, предоставляемых из краевого бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению территории топливно-энергетическими ресурсами" установлено нецелевое использование средств в сумме 6 128 641 рубль 90 копеек, полученных Предприятием в виде компенсации в связи с применением предельных индексов при расчете платы за коммунальные услуги, поставленные в 2019-2020 годах в жилые помещения, плательщиком по которым указана Администрация.
Ссылаясь на необоснованное включение в общий размер полученной компенсации за коммунальную услугу по отоплению, поставленную в незаселенные жилые дома, сумм выставленных квитанций, плательщиком по которым является Администрация, Департамент обратился в суд с настоящим иском, уточненным после добровольного погашения Предприятием суммы основного долга, о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в общем размере 6 128 641 рубль 90 копеек в виде использованной нецелевым образом и невозвращенной в бюджет суммы субсидии. На сумму неосновательного обогащения истцом в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в общем размере с учетом уточнения 804 402 рубля 38 копеек.
Суды, удовлетворяя уточнённые заявленные требования, с учетом доводов ответчика о том, что возврат в бюджет Эвенкийского муниципального района денежных средств в размере 6 128 641 рубль 90 копеек произведен в целях недопущения приостановления выплаты компенсации за 2023 год и не свидетельствует о признании Предприятием правомерности требований истца по их возврату, исходили из доказанности факта неосновательного обогащения ответчика ввиду неправомерного применения льготного тарифа, установленного для категории "население", для расчета платы за поставленный коммунальный ресурс (теплоэнергия) в незаселенные гражданами жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования село Байкит. Определяя размер процентов за пользование чужими денежными средствами, суды признали расчет истца верным и взыскали в заявленном размере.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
По настоящему делу предметом спора является взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных истцом на сумму неосновательного обогащения, представляющего собой сумму полученной ответчиком субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2019, 2020 годах в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы, которая, по мнению истца, была израсходована ответчиком не по целевому назначению - на компенсацию части платы администрации с. Байкит за коммунальную услугу отопление в отношении незаселенных муниципальных квартир.
По утверждению истца, действующим законодательством не предусмотрено применение предельных индексов при расчете размера платы за коммунальные услуги для юридических лиц и органов местного самоуправления в отношении принадлежащих им незаселенных квартир.
Удовлетворяя заявленный иск, суды исходили из правомерности требований истца и основывались на том, что согласно пункту 5(4) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), определенные в пункте 5(3) Основ категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3).
Статьей 157.1 Жилищного кодекса определено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1). Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов) (часть 2). Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Постановление N 400), которые определяют принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, в том числе в сфере теплоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления N 400 предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Компенсация части платы граждан за коммунальные услуги в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, предусмотрена Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Статьей 2 названного Закона определено, что размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края. Компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг.
Предельные (максимальные) индексы являются предусмотренным законодательством параметром, ограничивающим рост размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании, подлежащим применению на этапе установления тарифов (размера платы) за такие коммунальные услуги. В этой связи, вопреки ошибочным выводам судов, размер платы за коммунальные услуги, ограниченный предельными индексами, не является льготным регулируемым тарифом и применение к нему пункта 5(4) Основ ценообразования неправомерно.
В данном случае при определении категорий лиц, на которых распространяется ограниченный предельным индексом регулируемый тариф на тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги отопление, подлежат применению положения пункта 5(3) Основ ценообразования.
Этим пунктом определены категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.
При рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих муниципальному образованию, а также в незаселённые жилые помещения, судом может быть установлено и учтено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
В силу пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности муниципального образования, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).
Учитывая, что жилое назначение помещений создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы "население", предполагается (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768).
В рассматриваемом случае использование Администрацией жилых помещений в коммерческой деятельности материалами дела не подтверждено, отсутствуют и доказательства перевода незаселённых помещений в нежилые, что позволяло бы их использовать не в целях проживания в них граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан; а также нет доказательств того, что Администрация в указанный период оплачивала услуги по теплоснабжению незаселённых квартир не по тарифу для населения без применения предельных индексов.
При таких обстоятельствах, поскольку предназначение жилого помещения для проживания граждан не изменяется при нахождении его в собственности Администрации, применение предельных индексов при расчете платы за отопление жилых помещений, не сданных в наем гражданам, не противоречит действующему законодательству.
В этой связи тарифы на тепловую энергию, установленные с учетом предельных индексов для граждан, подлежат применению и к Администрации при оплате коммунальной услуги отопление в отношении незаселенных муниципальных квартир. То есть плата за коммунальные услуги в отношении спорных жилых помещений должна производиться по тарифу для группы "население".
Учитывая изложенное, полученная ответчиком сумма субсидии в спорной части не является неосновательным обогащением последнего в понимании статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежала возврату, в силу чего и оснований для начисления на эту сумму и взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами у судов не имелось.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований муниципального образования Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения Департамент инженерного обеспечения" Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о взыскании 804 402 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" не соответствуют требованиям, установленным статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако приведенные нормы права ими применены неверно, суд кассационной инстанции считает возможным, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 804 402 рубля 38 копеек.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Учитывая результат рассмотрения дела, понесенные Предприятием расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 рублей на основании частей 1, 5 статьи 110 названного Кодекса подлежат отнесению на истца.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года по делу N А33-10961/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда 30 ноября 2023 года по тому же делу в части удовлетворения исковых требований муниципального образования Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения "Департамент инженерного обеспечения" Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012965, ОГРН 1068800000939) о взыскании 804 402 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (ИНН 8802000955, ОГРН 1028800003066) и взыскания с Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" в доход федерального бюджета 19 088 рублей государственной пошлины отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Муниципального учреждения "Департамент инженерного обеспечения" Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012965, ОГРН 1068800000939) в пользу муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (ИНН 8802000955, ОГРН 1028800003066) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Ананьина Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае использование Администрацией жилых помещений в коммерческой деятельности материалами дела не подтверждено, отсутствуют и доказательства перевода незаселённых помещений в нежилые, что позволяло бы их использовать не в целях проживания в них граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан; а также нет доказательств того, что Администрация в указанный период оплачивала услуги по теплоснабжению незаселённых квартир не по тарифу для населения без применения предельных индексов.
При таких обстоятельствах, поскольку предназначение жилого помещения для проживания граждан не изменяется при нахождении его в собственности Администрации, применение предельных индексов при расчете платы за отопление жилых помещений, не сданных в наем гражданам, не противоречит действующему законодательству.
В этой связи тарифы на тепловую энергию, установленные с учетом предельных индексов для граждан, подлежат применению и к Администрации при оплате коммунальной услуги отопление в отношении незаселенных муниципальных квартир. То есть плата за коммунальные услуги в отношении спорных жилых помещений должна производиться по тарифу для группы "население".
Учитывая изложенное, полученная ответчиком сумма субсидии в спорной части не является неосновательным обогащением последнего в понимании статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежала возврату, в силу чего и оснований для начисления на эту сумму и взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами у судов не имелось.
...
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2023 года по делу N А33-10961/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда 30 ноября 2023 года по тому же делу в части удовлетворения исковых требований муниципального образования Эвенкийский муниципальный район Красноярского края в лице Муниципального учреждения "Департамент инженерного обеспечения" Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012965, ОГРН 1068800000939) о взыскании 804 402 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (ИНН 8802000955, ОГРН 1028800003066) и взыскания с Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" в доход федерального бюджета 19 088 рублей государственной пошлины отменить."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2024 г. N Ф02-869/24 по делу N А33-10961/2022