город Иркутск |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А78-138/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - общество с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2018 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2019 года по делу N А78-138/2018 (суд первой инстанции - Фадеев Е.А., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет" (ОГРН 1027501101506, ИНН 7517000176, п.Новопавловка, Петровск-Забайкальского района, Забайкальского края, далее - ООО МК "Рассвет", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство, ответчик) с требованием об обязании заключить соглашение о внесении изменений в пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 приложения N 4 договора аренды N 86 от 24.12.2008.
Истец просил в приложении N 4 к договору: пункт 2 (устройство и содержание контрольно-пропускных пунктов) и пункт 3 (устройство запрещающих знаков и шлагбаумов) исключить; в пункте 4 (устройство минерализованных полос) определить мероприятия ежегодно в объеме 5,9 км; в пункте 5 (устройство и содержание мест отдыха и курения) - ежегодно 14 шт.; в пункте 7 (уход за минерализованными полосами) - ежегодно 0,05 км; в пункте 8 (строительство дорог противопожарного назначения) - ежегодно 0,23 км; в пункте 9 (ремонт и содержание дорог противопожарного назначения) - ежегодно 0,98 км; в пункте 10 (изготовление и установка аншлагов, панно) - ежегодно 63 шт.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МК "Рассвет" просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению истца, выводы судов не соответствуют положениям статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", приказу Федерального агентства Лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174, поскольку предложенные истцом изменения в приложения N 4 к договору аренды N 86 от 24.12.2008 в части противопожарного обустройства лесов соответствуют обязательным требованиям законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 04.04.2019 до 10 часов 30 минут 11.04.2019, объявление о перерыве размещено на официальном сайте суда в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено без участи представителей.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами установлено следующее: между Государственной лесной службой Забайкальского края, правопреемником которой является Министерство, (арендодатель) и ООО МК "Рассвет" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 86 от 24.12.2008. В соответствии с п. 1.1 данный договор является новой редакцией договора N 1 на аренду участка лесного фонда N 1/05 для заготовки древесины от 12.04.2005, который был заключен на основании протокола лесного конкурса от 05.04.2005 N 1/11767237-2005.
По условиям договора истцу предоставлен в аренду лесной участок площадью 114718 га, расположенный на территории Забайкальского края, Петровск-Забайкальского и Хилокского районов, Петровск-Забайкальского и Бадинского лесничеств. Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации по 24.04.2054. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке. В Приложении N 4 договора определены объемы и сроки выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке.
С учетом принятых Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174, ООО МК "Рассвет" направило Министерству письмо от 18.12.2017 о внесении изменений в договор аренды лесного участка в части выполнения противопожарных мероприятий. В связи с отказом ответчика внести изменения в приложение N 4 договора аренды лесного участка N 86 от 24.12.2008 истец обратился с данным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями статьи 450, пункта 1 статьи 451, пункта 4 статьи 421, пункта 2 статьи 422, пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 74, статьи 74.1, статьи 53.1, статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку спорные условия договора соответствуют правилам, установленным нормами законодательства, действовавшим в момент его заключения, законодатель не распространил измененные нормативы противопожарного обустройства лесов на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, изменение объемов противопожарных мероприятий с учетом установленных в настоящий момент нормативов противопожарного обустройства лесов не относится к перечню оснований для изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Договор аренды лесного участка от 24.12.2008 между истцом и ответчиком заключен по результатам торгов сроком до 24.04.2054.
Приложение N 4 к договору содержит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах.
Действующая в настоящее время примерная форма Типового договора аренды лесного участка, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003, аналогичных обязательных условий о видах, формах и сроках по выполнению арендатором мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах не содержит.
В обязанности арендатора лишь включено осуществление мер по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов, принятию всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара.
С 31.12.2010 вступила в силу статья 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также установлен перечень мер противопожарного обустройства лесов.
Перечень таких мер дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 (далее -приказ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174) утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.
Установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2015 года N 51-АПГ14-6 следует, что установление иных объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, не допускается.
Исходя из императивного характера вышеуказанных норм, суд округа полагает, что стороны договора по своему усмотрению не могут самостоятельно определить иные нормативы (виды и объемы) мероприятий противопожарного обустройства лесов.
Суд округа полагает, что все арендаторы лесных участков обязаны выполнять установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
Территории Петровск-Забайкальского и Хилокского районов Забайкальского края приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации" отнесены к Байкальскому горному лесному району.
Частью 6 приказа Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 утверждены меры противопожарного обустройства лесов в расчете на 1000 га для Байкальского горного лесного района, в соответствии с которыми:
- отсутствует устройство и содержание контрольно-пропускных пунктов и устройство запрещающих знаков и шлагбаумов (пункт 3 мер);
- устройство минерализованных полос (абзац третий пункта 6 мер) для защитных лесов - 0,091 км, для эксплуатационных лесов - 0,039 км;
- устройство и содержание мест отдыха и курения (пункт 2 мер) для защитных лесов - 0,21 шт, для эксплуатационных лесов - 0,09 шт;
- уход за минерализованными полосами (абзац второй пункта 7 мер) для защитных лесов - 0,02 км, для эксплуатационных лесов - не планируется;
- строительство дорог противопожарного назначения (абзац первый пункта 4 мер) для защитных лесов - 0,005 км, для эксплуатационных лесов - 0,001 км;
- ремонт и содержание дорог противопожарного назначения (абзац второй и третий пункта 4 мер) для защитных лесов - 0,03 км, для эксплуатационных лесов - 0,001 км;
- изготовление и установка аншлагов, панно (абзац третий пункта 1 мер) для защитных лесов - 0,97 шт, для эксплуатационных лесов - 0,415 шт.
Учитывая, что согласно приложению N 1 к договору аренды лесного участка N 86 от 24.12.2008 защитные леса составляют площадь 29 922 га, эксплуатационные леса - 83 041 га, соответственно меры противопожарного обустройства в соответствии с утвержденными нормативами должны предусматривать:
- устройство минерализованных полос (0,091 х 29,922 + 0,039 х 83,041) - 5,9 км ( в пункте 4 приложения N 4 к договору предусмотрено 100 км);
- устройство и содержание мест отдыха и курения (0,21 х 29,922 + 0,09 х 83,041) - 14 шт (в пункте 5 приложения N 4 к договору предусмотрено 20 шт);
- уход за минерализованными полосами (0,02 х 29,922; для эксплуатационных лесов - не планируется) - 0,06 км (в пункте 7 приложения N 4 предусмотрено 100 км);
- строительство дорог противопожарного назначения (0,005 х 29,922 + 0,001 х 83,041) - 0, 23 км (в пункте 8 приложения N 4 к договору предусмотрено 40 км);
- ремонт и содержание дорог противопожарного назначения (0,03 х 29,922 + 0,001 х 83,041) - 0,98 км (в пункте 9 приложения N 4 к договору предусмотрено 40 км);
- изготовление и установка аншлагов, панно (0,97 х 29,922 + 0,415 х 83,041) - 63 шт (в пункте 10 приложения N 4 к договору предусмотрено 5 шт).
Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 не предусмотрено устройство и содержание контрольно-пропускных пунктов и устройство запрещающих знаков и шлагбаумов (пункт 3 мер), в пунктах 2 и 3 приложения N 4 к договору предусмотрено соответственно 2 шт и 25 шт.
С учетом изложенного, суд округа находит правомерными требования ООО МК "Рассвет" и считает необходимым привести условия заключенного между сторонами договора в части установления мер противопожарного обустройства лесов в соответствие с требованиями действующего законодательства, поскольку действующие Нормативы противопожарного обустройства лесов существенно повлияли на объемы подлежащих выполнению арендатором работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных договором, что объективно влечет необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Суд округа полагает, что договор подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства ввиду изменения видов и объемов мер по использованию лесного участка в части обеспечения пожарной безопасности, что положениям части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и статьям 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречит.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2017 N 303-ЭС17-9687.
По мнению суда округа, не приведение проекта освоения лесов в соответствие с Нормативами противопожарного обустройства, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174, не может явиться основанием для сохранения в договоре аренды лесных участков мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, поскольку в силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установление нормативов противопожарного обустройства лесов относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, условия договора аренды по обеспечению пожарной безопасности должны соответствовать действующим в настоящее время императивным Нормативам противопожарного обустройства.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты первой и апелляционной инстанций по настоящему делу приняты с нарушением норм материального права и на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ООО МК "Рассвет" требований по внесению изменений в приложение N 4 к договору аренды лесного участка.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 сентября 2018 года по делу N А78-138/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2019 года по тому же делу отменить, принять новое решение.
Внести следующие изменения в приложение N 4 к договору аренды лесного участка N 86 от 24.12.2008, заключенному между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет":
- исключить пункт 2 "Устройство и содержание контрольно-пропускных пунктов" и пункт 3 "Устройство запрещающих знаков и шлагбаумов";
- пункты 3, 5, 7, 8, 9, 10 изложить в следующей редакции:
"пункт 4. "Устройство минерализованных полос" - 5,9 км ежегодно";
"пункт 5. "Устройство и содержание мест отдыха и курения" - 14 шт ежегодно";
"пункт 7. "Уход за минерализованными полосами" - 0,06 км ежегодно";
"пункт 8. "Строительство дорог противопожарного назначения" - 0, 23 км ежегодно";
"пункт 9. "Ремонт и содержание дорог противопожарного назначения" - 0,98 км ежегодно";
"пункт 10. "Изготовление и установка аншлагов, панно" - 63 шт ежегодно".
Взыскать с Министерства природных ресурсов Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет" расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 апреля 2019 г. N Ф02-1037/19 по делу N А78-138/2018