город Иркутск |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А78-12053/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Забайкальского края путем использования систем видеоконференц-связи представителей Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ранее - Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю; далее - управление) Шастиной Е.Г. (доверенности от 01.04.2018 N 32 и от 09.01.2019 N 46 соответственно) и публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Григорьевой В.Б. (доверенность от 05.12.2017); в здании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа - представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Вологдиной Е.В. (доверенность от 06.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2018 года по делу N А78-12053/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Перевалова Е.А.; суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Каминский В.Л., Никифорюк Е.О.),
установил:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю (ОГРН 1045403220851, ИНН 5407270200; далее - СМТУ Росстандарт, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - ОАО "РЖД", общество) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527; далее - ПАО "МРСК Сибири").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2018 года, заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности за вменяемое правонарушение в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с судебными актами первой и апелляционной инстанций общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам, нарушением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не является ни изготовителем, ни продавцом электроэнергии на территории Забайкальского края. Административным органом обратное не доказано. Поскольку тяговая подстанция Могоча не является точкой передачи электроэнергии сторонним потребителям, обязанность ОАО "РЖД" представлять СМТУ Росстандарт протокол испытаний качества поставляемой электроэнергии на подстанции Могоча отсутствует. Общество не является субъектом правонарушения. СМТУ Росстандарт неправомерно затребовал документы о соблюдении требований нормативных документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Суды необоснованно не применили статью 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Запрос о предоставлении документов для проверки направлен СМТУ Росстандартом в подразделение РЖД за пределами установленных сроков проверки; результаты проверки недействительны.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители СМТУ Росстандарт и ПАО "МРСК Сибири" возразили против доводов кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество является сетевой компанией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Согласно сертификату соответствия N РОСС RU.АА16.В00162, выданного органом по сертификации электрической энергии ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве", сроком действия с 20.10.2015 по 19.10.2018, ОАО "РЖД" является изготовителем продукции - электрической энергии, поставляемой (передаваемой) по распределительным электрическим сетям ОАО "РЖД".
Административным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "РЖД" в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, в рамках которой у общества истребованы документы для достижения целей и задач проверки.
Вместе с тем, обществом не представлены протоколы испытаний качества электроэнергии в сети на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 за 2017 и 2018 годы, проводимого мониторинга или контроля качества электроэнергии на ПС Могоча, а также письменные пояснения, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления государственного контроля в сфере технического регулирования, послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 30.07.2018 N 13-31, в котором действия общества квалифицированы по статье 19.33 КоАП РФ.
Управление в соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что состав вмененного административного правонарушения доказан, привлек общество к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела, исходя из следующего.
Согласно статье 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, и влечет предусмотренную данной статьей административную ответственность.
Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии юридического лица, индивидуального предпринимателя обязанного представить определенную информацию в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.
По смыслу вышеприведенной статьи, запрашиваемые административным органом документы на момент проверки должны иметься в распоряжении у общества, либо обязанность иметь их в наличии должна быть возложена на субъект правонарушения законом.
Контроль соблюдения требований технических регламентов включает в себя проверку контролирующим (надзорным) органом выполнения лицом требований соответствующих технических регламентов, а также принятие мер по результатам проверки, соответственно, для обеспечения возможности проведения проверки проверяющему лицу должны быть представлены определенные документы или образцы продукции.
Организация и проведение контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в соответствии с разделом 1 которого указанный стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках ее передачи/поставки пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, условиям договоров на поставку электрической энергии и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества электрической энергии, применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний электрической энергии, рассмотрении претензий к качеству энергии, инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергии, а также при осуществлении государственного надзора.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ 33073-2014, данный стандарт устанавливает основные по организации и проведению мониторинга КЭ в электрических сетях сетевых организаций и потребителей ЭЭ в целях обследования (наблюдений) для оценки и управления КЭ.
Следовательно, при проведении контроля за качеством электрической энергии требования ГОСТ 33073-2014 обязательны для применения в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктом 5.11.1 ГОСТ 33073-2014, результаты испытаний оформляют протоколом испытаний электрической энергии.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт непредставления обществом управлению в указанный им срок документов или сведений, необходимых для осуществления государственного надзора в сфере технического регулирования.
Названное обстоятельство правомерно расценено судами как свидетельствующее о наличии в действиях общества события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Требование административного органа о представлении протоколов испытаний качества электрической энергии в сети на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 за 2017 и 2018 годы, проводимых в рамках мониторинга или контроля качества электроэнергии на ПС Могоча, адресовано в приказе N 638 от 07.06.2018 и получено юридическим лицом - 14.06.2018, филиалом 08.06.2018.
Организация и проведение контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Учитывая, что тяговая подстанция "Могоча" участвует в передаче электрической энергии юридическим и физическим лицам, в отношении данной подстанции у ОАО "РЖД" как сетевой организации наличествует обязанность соблюдать требования технических регламентов, в том числе ГОСТ 32144-2013.
Поскольку материалами дела подтверждаются множественные обращения потребителей на нарушение качества энергоснабжения, а также обращение ПАО "МРСК Сибири" в управление о поставке некачественной электрической энергии по сетям ОАО "РЖД", Росстандарт на законных основаниях запросил у общества протокол испытаний качества поставляемой электрической энергии в сети на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" за 2017 и 2018 годы, проводимых в рамках мониторинга или контроля качества электрической энергии на ПС Могоча.
Документ, необходимый для осуществления государственного контроля (надзора) представлен не был.
Доказательств отсутствия возможности организации обществом контроля качества электрической энергии в точке передачи электроэнергии и как следствие отсутствие обязанности представления соответствующих документов, материалы дела, не содержат.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные управлением требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2019 года, в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2018 года по делу N А78-12053/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения названных судебных актов, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2019 года, отменить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с депозитного счета Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа денежные средства в сумме 200 000 рублей, перечисленные в качестве встречного обеспечения по платежному поручению N 970 от 6 февраля 2019 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф02-1043/19 по делу N А78-12053/2018