город Иркутск |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А33-23743/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Новогородского И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулик А. А.,
при содействии Третьего арбитражного апелляционного суда (судья Юдин Д. В., секретарь судебного заседания Маланчик Д.Г.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Третьем арбитражном апелляционном суде представителей: Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края - Терещенко Е.В. (доверенность от 16.01.2019); Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю - Пучковой Е.В. (доверенность от 13.02.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2018 года по делу N А33-23743/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - казначейство) об оспаривании представления N 19-24-12/5877 от 06.08.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы жилищного законодательства, регулирующие порядок проведения и оплаты работ по капитальному ремонту; принятие и оплата работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов сверх утвержденной предельной стоимости не является нарушением части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), так как данная норма устанавливает соответствующие ограничения в отношении расходования лишь части средств фонда капитального ремонта, сформированной за счет уплаченных собственниками помещений взносов в размере установленного минимального размера; однако последний - это только один из видов средств, формирующих фонд капитального ремонта, в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ к таким средствам относятся также доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта; средства фонда капитального ремонта, включая доходы от размещения его средств, могут использоваться на цели, предусмотренные частью 1 статьи 174 ЖК РФ, при этом статья 179 ЖК РФ не ограничивает использование данных средств в соответствии с предельной стоимостью, установленной согласно части 4 статьи 190 ЖК РФ; судами не дана оценка доводам фонда о выполнении мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 182 ЖК РФ для обеспечения выполнения краткосрочного плана и региональной программы капитального ремонта; представление казначейства не соответствует критерию исполнимости, поскольку им не определен комплекс мер, который должен принять фонд для недопущения указанных нарушений, с учетом того, что все мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 182 ЖК РФ, фондом уже организованы и не дали результатов; использование части фонда капитального ремонта в виде средств, полученных от размещения временно свободных средств собственников помещений в многоквартирных домах, не может быть предметом проверки казначейства.
В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители фонда и казначейства поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, казначейством по результатам проведенной плановой выездной проверки фонду выдано представление N 19-24-12/5877 от 06.08.2018, которым предписано принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений законодательства, указанных в представлении.
Представление выдано по результатам проверки, оформленным актом от 21.06.2018, согласно которому казначейством выявлены следующие нарушения: фондом приняты и оплачены из средств фонда капитального ремонта, формируемого региональным оператором, работы по капитальному ремонту общего имущества 50-ти многоквартирных домов сверх утвержденной предельной стоимости; фондом в 2017 году приняты работы по капитальному ремонту 19-ти многоквартирных домов сверх утвержденной предельной стоимости, в результате образована кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 01.01.2018 по средствам фонда капитального ремонта, формируемого региональным оператором; не выполнен краткосрочный план на 2017 год, и, соответственно, Региональная программа капитального ремонта.
Не согласившись с указанным представлением N 19-24-12/5877 от 06.08.2018, фонд оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, то у казначейства имелись правовые основания для вынесения оспариваемого представления с требованием о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 170 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно статье 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора и других не запрещенных законом источников (часть 1). Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно пункту 2 Правил размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 N 453) (далее - Правила N 453) временно свободными средствами фонда капитального ремонта для их размещения региональным оператором в кредитных организациях являются, в том числе остатки средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, образовавшиеся на счете (счетах) регионального оператора, не использованные в предыдущем году в соответствии с требованиями к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, установленными частями 2 и 3 статьи 185 ЖК РФ; остатки средств, полученных из других не запрещенных законом источников, на счете (счетах) регионального оператора, не использованные в предыдущем году и не обремененные исполнением региональным оператором обязательств по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в текущем году и другими обязательными платежами.
Предельный размер временно свободных средств фонда капитального ремонта, размещаемых раздельно по видам средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается ежегодно высшим коллегиальным органом управления регионального оператора и подлежит одобрению попечительским советом регионального оператора (пункт 4 Правил N 453).
В соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Применительно к обстоятельства дела таким актом является приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 20.03.2017 N 93-о, которым установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Красноярского края, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, 2017-2019 годы.
Кроме того, как следует из части 1 статьи 182 ЖК РФ, объем и сроки проведения региональным оператором капитального ремонта предусмотрены региональной программой капитального ремонта. При этом из части 7 статьи 168 ЖК РФ следует, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Следовательно, и региональная программа капитального ремонта, и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта являются обязательными для регионального оператора при осуществлении последним своей деятельности.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п) закреплено, что ресурсным обеспечением программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах. Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональному оператору за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Красноярского края, местного бюджета.
Приложением N 1 к краткосрочному плану реализации региональной программы (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 20.06.2017 N 343-П) установлена стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с пунктом 2.2 указанного краткосрочного плана источником финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках краткосрочного плана являются средства краевого и местного бюджетов, а также средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Требования региональных программ и краткосрочных планов являются обязательными для регионального оператора (фонда).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что перечисленные в части 1 статьи 170 ЖК РФ средства, образующие фонд капитального ремонта, обладают единой правовой природой, так как возникли в связи с исполнением обязательств собственников помещений многоквартирных домов по внесению взносов на капитальный ремонт, исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Поэтому проценты, полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях, так же как и проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете регионального оператора, являются средствами собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта. Следовательно, указанные доходы не могут быть использованы региональным оператором по своему усмотрению и должны быть направлены только на оплату капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в пределах установленного размера предельной стоимости выполненных услуг и (или) работ по капитальному ремонту. При этом превышение указанной предельной стоимости, как правильно указали суды, возможно только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме уплачивали взнос на капитальный ремонт сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Руководствуясь изложенным выше правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив оспариваемое представление на соответствие критериям законности и исполнимости, суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований фонда, признали доказанными вменяемые казначейством нарушения региональным оператором (фондом) требований жилищного законодательства, выразившиеся в принятии и оплате работ по капитальному ремонту сверх установленной предельной стоимости и невыполнении краткосрочного плана на 2017 год, а, следовательно, и региональной программы капитального ремонта (фактически в 2017 году выполнен капитальный ремонт общего имущества 453 многоквартирных домов, что не соответствует содержанию региональной программы капитального ремонта, предусматривающей, что проведение капитального ремонта в 2017 году в 853 многоквартирных домах).
Кроме того, суды, руководствуясь положениями статьи 179 ЖК РФ, пунктов 10, 47, 70 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пришли правильному выводу о том, что казначейство в пределах предоставленных полномочий провело проверку в части использования фондом средств, полученных от размещения временно свободных средств собственников помещений в многоквартирных домах, выдало оспариваемое представление, предложив заявителю рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по существу спора основаны на оценке всех доказательств в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере формирования региональным оператором фонда капитального ремонта и использования средств последнего при обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности выводов судов по существу спора отклоняются судом округа как основанные на неправильном толковании приведённых выше норм жилищного законодательства. Указанные доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 декабря 2018 года по делу N А33-23743/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к обстоятельства дела таким актом является приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 20.03.2017 N 93-о, которым установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Красноярского края, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, 2017-2019 годы.
Кроме того, как следует из части 1 статьи 182 ЖК РФ, объем и сроки проведения региональным оператором капитального ремонта предусмотрены региональной программой капитального ремонта. При этом из части 7 статьи 168 ЖК РФ следует, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Следовательно, и региональная программа капитального ремонта, и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта являются обязательными для регионального оператора при осуществлении последним своей деятельности.
...
Кроме того, суды, руководствуясь положениями статьи 179 ЖК РФ, пунктов 10, 47, 70 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пришли правильному выводу о том, что казначейство в пределах предоставленных полномочий провело проверку в части использования фондом средств, полученных от размещения временно свободных средств собственников помещений в многоквартирных домах, выдало оспариваемое представление, предложив заявителю рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф02-1216/19 по делу N А33-23743/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1216/19
11.04.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7667/18
07.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7667/18
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-23743/18